Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001, г. Самара, ул. Садовая, д. 329 телефон редакции (846) 337-95-06

9 сентября 2018 года Выборы Губернатора Самарской области

Обзор изменений законодательства Российской Федерации, законодательства Самарской области о выборах и референдумах за 2014 год

фото С.В.Симонова

С.В.Симонова, член Избирательной комиссии
Самарской области с правом решающего голоса
на постоянной (штатной) основе

Федеральный закон от 03.02.2014 № 14-ФЗ «О внесении изменений в статьи 33 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

С учетом изменений, внесенных указанным Федеральным законом, устанавливается, что кандидат обязан закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов к моменту представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов (до внесения изменений предусматривалось, что это действие осуществляется кандидатом к моменту регистрации кандидата, списка кандидатов).

Кроме того, предусматривается, что уведомление о выполнении кандидатом этой обязанности представляется не в организующую выборы избирательную комиссию, а в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, списка кандидатов (данное уточнение потребовалось для учета специфики проведения выборов, в которых задействованы окружные избирательные комиссии)

Одновременно уточняется, что в связи с переходом к единому дню голосования во второе воскресенье сентября на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления первая после этого перехода схема одномандатных и многомандатных избирательных округов утверждается не позднее чем за четыре месяца до дня голосования на соответствующих выборах (до внесения изменений предусматривалось, что она утверждается не позднее чем за шесть месяцев).

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 4 февраля 2014 года и вступил в силу 15 февраля 2014 года.

Федеральный закон от 21.02.2014 № 19-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Данным Федеральным законом ограничивается пассивное избирательное право граждан, имеющих неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений либо имевших судимость за совершение указанных преступлений. Регулирование данного вопроса осуществлено на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 20-П.

В соответствии с Федеральным законом граждане, осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, не имеют права быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости, а осуждённые к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений – до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости.

Если в соответствии с новым уголовным законом деяние, за совершение которого был осуждён гражданин, не признаётся тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничения пассивного избирательного права прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

Если в соответствии с новым уголовным законом тяжкое преступление, за совершение которого был осуждён гражданин, признаётся особо тяжким преступлением или особо тяжкое преступление, за совершение которого был осуждён гражданин, признаётся тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.

Одновременно предусматривается, что в избирательных документах, указываются сведения не только о наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости, но и о когда-либо имевшейся у него судимости.

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 24 февраля 2014 года и вступил в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 02.04.2014 № 51-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указанный Федеральный закон направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П, признавшего взаимосвязанные положения избирательного и гражданского процессуального законодательства об обжаловании итогов голосования не соответствующими Конституции Российской Федерации в части, не обеспечивающей возможность обжалования избирателями итогов голосования на том избирательном участке, где они принимали участие в выборах.

В связи с этим избирательное законодательство дополнено положениями, согласно которым избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения и действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

В Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации включены нормы, предусматривающие, что заявление об отмене решения участковой комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение 10 дней со дня его принятия, а об отмене решения о результатах выборов, референдума – в течение трёх месяцев со дня официального опубликования их результатов (в настоящее время – в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов, референдума). Указанные сроки восстановлению не подлежат.

При обращении в суд факт участия избирателя, участника референдума в голосовании на соответствующем избирательном участке, участке референдума требует письменного подтверждения, которое выдаётся по запросу суда в течение пяти дней территориальной комиссией, а при проведении местных выборов и референдума – организующей эти выборы, референдум комиссией.

При этом Федеральным законом четко разграничены основания отмены судом решений комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и о результатах референдума. Отдельно указываются основания отмены решений об итогах голосования по заявлению избирателя, участника референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в выборах, референдуме.

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 апреля 2014 года и вступил в силу 13 апреля 2014 года.

Федеральный закон от 05.05.2014 № 94-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Данным Федеральным законом устанавливается, что на выборах органов местного самоуправления сельских поселений законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счёта (как это требуется во всех остальных случаях), если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пяти тысяч рублей (до внесения изменений данная предельная сумма составляла три тысячи рублей). Одновременно уточняется, что в этом случае избирательный фонд создается только за счёт собственных средств кандидата.

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 5 мая 2014 года и вступил в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 05.05.2014 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом внесены комплексные изменения в избирательное законодательство, основными их которых являются следующие.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 апреля 2014 года № 11-П, в статью 65 Федерального закона внесены изменения, в соответствии с которыми при проведении выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.

Уточнены требования к документам, представляемым в избирательные комиссии для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, в том числе изменены требования к сведениям об образовании кандидата, указываемым в заявлении о согласии баллотироваться (необходимо указывать сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации). Кроме того, в число сведений, указываемых в заявлении о согласии баллотироваться, включены сведения об ИНН кандидата.

Снижен устанавливаемый законом субъекта Российской Федерации необходимый для допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования минимальный процент голосов избирателей с 7 до 5 процентов от числа голосов избирателей.

Определяется, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам предыдущих выборов, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов.

Одновременно данным Федеральным законом установлено, что на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований выдвижение политической партией или ее региональным отделением, иным структурным подразделением кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый соответствующей политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, а также если список кандидатов, выдвинутый соответствующей политической партией или ее региональным отделением, по результатам последних выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей.

Кроме того, на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации без сбора подписей избирателей осуществляется регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями или их региональными отделениями, если:

а) список кандидатов, выдвинутый соответствующей политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, по результатам последних выборов в представительные органы муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном из них;

б) на последних выборах в представительные органы муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации за списки кандидатов, выдвинутые соответствующей политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, в сумме проголосовало не менее 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного субъекта Российской Федерации.

На выборах депутатов представительного органа муниципального образования также считается поддержанным избирателями выдвижение политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением кандидата, списка кандидатов, если в этот представительный орган муниципального образования по результатам последних выборов был избран хотя бы один депутат, выдвинутый данной политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (в том числе в составе списка кандидатов).

На выборах депутатов представительного органа поселения, входящего в муниципальный район, считается поддержанным избирателями выдвижение кандидата, списка кандидатов политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, если по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов кандидат, выдвинутый этой политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу или в составе списка кандидатов и избранный на последних выборах депутатом представительного органа хотя бы одного поселения, входящего в муниципальный район, избран из состава данного представительного органа поселения депутатом представительного органа этого муниципального района.

Списки политических партий, на которые распространяется действие вышеперечисленных положений, составляются Центральной избирательной комиссией и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и обновляются по результатам соответствующих выборов.

В остальных случаях в поддержку выдвижения избирательными объединениями кандидатов, списков кандидатов должны быть представлены подписи избирателей в следующем количестве:

на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, – 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов;

на выборах депутатов представительного органа муниципального образования количество подписей, которое необходимо для регистрации списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, — 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 5 мая 2014 года и вступил в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 04.06.2014 № 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Федеральным законом предусматривается восстановление на выборах в органы местного самоуправления формы голосования «против всех кандидатов», «против всех списков кандидатов». Такое голосование проводится в случае, если законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

Соответствующие изменения вносятся, в частности, в положения избирательного законодательства, определяющие содержание текста избирательного бюллетеня (в него включается строка «против всех кандидатов» или «против всех списков кандидатов»), порядок признания этих бюллетеней недействительными, а также основания признания выборов несостоявшимися.

Согласно данным изменениям выборы в органы местного самоуправления по одномандатному или единому избирательному округу признаются несостоявшимися, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В случае проведения повторного голосования избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), при условии, что это наибольшее число голосов превышает число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 4 июня 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года.

Федеральный закон от 14.10.2014 № 306-ФЗ «О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Данным Федеральным законом уточняется порядок оформления ходатайства по проведению референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума в случае, если инициатором проведения референдума является избирательное объединение либо иное общественное объединение.

Согласно Федеральному закону ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 октября 2014 года и вступил в силу 26 октября 2014 года.

Федеральный закон от 24.11.2014 № 355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления»

Указанным Федеральным законом устанавливается запрет на получение политической партией и её региональными отделениями пожертвований от некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также на заключение сделок с иностранными гражданами, иностранными и международными организациями, иными субъектами, от которых не допускаются пожертвования политической партии и её региональным отделениям.

Одновременно Федеральным законом предусматривается усиление административной ответственности за подкуп избирателей, участников референдума, незаконное финансирование избирательных кампаний, кампаний референдума и использование этих средств. Кроме того устанавливается административная ответственность за незаконное финансирование деятельности политической партии, не связанной с её участием в выборах и референдумах, за нарушение политической партией требований об обязательном аудите её финансовой отчетности в предусмотренных федеральным законом случаях, за нарушение порядка и срока представления финансовой отчетности.

В целях обеспечения большей прозрачности наполняемости и расходования средств избирательных фондов, фондов референдума сведения о поступлении средств в соответствующие фонды и о расходовании этих средств размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на своих сайтах в сети «Интернет».

Впервые устанавливается, что при проведении региональных и местных выборов и референдумов обязательному размещению подлежат сведения о каждой финансовой операции по расходованию средств из соответствующего фонда на сумму свыше 50 тысяч рублей, о юридических лицах, перечисливших в соответствующий фонд пожертвования на сумму свыше 25 тысяч рублей, о количестве граждан, перечисливших в соответствующий фонд пожертвования на сумму свыше 20 тысяч рублей, о средствах, возвращённых жертвователям, а также об общей сумме поступивших в соответствующий фонд средств и общей сумме израсходованных средств.

При проведении федеральных выборов вдвое снижаются предусмотренные до этого размеры финансовых операций по расходованию средств избирательных фондов, сведения о которых подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Данным Федеральным законом также уточняются полномочия контрольно-ревизионных служб, создаваемых при избирательных комиссиях.

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 ноября 2014 года и вступил в силу со дня официального опубликования.

Закон Самарской области от 07.02.2014 № 17-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

В целях реализации положений, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, указанный Закон Самарской области предусматривает внесение изменений в законодательные акты Самарской области, в том числе в Законы Самарской области «О выборах Губернатора Самарской области» и «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» .

Изменения, вносимые в указанные законодательные акты, обеспечивают приведение их терминологии в соответствие с понятиями и терминами, используемыми в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Закон Самарской области опубликован в газете «Волжская коммуна» официальном 11 февраля 2014 года и вступил в силу со дня официального опубликования.

Закон Самарской области от 06.03.2014 № 21-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области»

Указанный Закон Самарской области направлен на приведение областного избирательного законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 364-ФЗ «О внесении изменений в статьи 61 и 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

С учетом указанных изменений Закон предусматривает использование на выборах и референдумах, проводимых в Самарской области, стационарных и переносных ящиков для голосования, изготовленных из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Указанные изменения внесены в законы Самарской области «Об отзыве Губернатора Самарской области», «О выборах Губернатора Самарской области», «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», «О местном референдуме Самарской области», «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы», «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления», «О референдуме Самарской области».

Закон Самарской области опубликован в газете «Волжская коммуна» официальном 12 марта 2014 года и вступил в силу 22 марта 2014 года.

Закон Самарской области от 12.05.2014 № 43-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области»

Данный Закон Самарской области направлен на приведение областного избирательного законодательства в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 20-П и принятым в его развитие Федеральным законом от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ранее действовавшими положениями избирательного законодательства не имели права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признавались таковыми. Однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, осужденные не могут быть навсегда лишены права баллотироваться на выборах. В связи с этим с учетом изменений, внесенных в федеральное законодательство, Законом предусматривается восстановление по истечении определенного срока пассивного избирательного права граждан, судимость которых снята или погашена. Для лиц, совершивших тяжкое преступление, возможность быть избранным наступает после истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости, а для лиц, совершивших особо тяжкие преступления, – после истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости.

Указанные изменения внесены в законы Самарской области «О выборах Губернатора Самарской области», «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы», «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления».

Закон Самарской области опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 12 мая 2014 года и вступил в силу 22 мая 2014 года.

Закон Самарской области от 19.05.2014 № 57-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области»

В целях реализации положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вступившим в силу с 1 января 2014 года, указанный Закон Самарской области предусматривает внесение изменений в 24 законодательных акта Самарской области, в том числе в областное избирательное законодательство.

Внесенные изменения обеспечивают приведение терминологии законов Самарской области в соответствие с понятиями и терминами, используемыми в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «Об образовании в Российской Федерации».

Закон Самарской области опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 19 мая 2014 года и вступил в силу со дня официального опубликования.

Закон Самарской области от 30.05.2014 № 58-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области»

Указанным Законом Самарской области внесены комплексные изменения в избирательное законодательство, направленные на приведение областного законодательства о выборах и референдумах в соответствие с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, а также на совершенствование и унификацию областных законов с учетом правоприменительной практики.

Соответствующая законодательная инициатива была внесена Избирательной комиссией Самарской области, что позволило обеспечить своевременное приведение законодательства Самарской области в соответствие с федеральным. Данное обстоятельство имело особую актуальность в свете избирательных кампаний в единый день голосования 14 сентября текущего года по досрочным выборам Губернатора Самарской области и выборам депутатов Думы городского округа Новокуйбышевск.

Наиболее значимые изменения внесены в связи с принятием Федерального закона от 5 мая 5 мая 2014 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Среди них – введение института досрочного голосования на всех областных и муниципальных выборах, снижение процента голосов, необходимого для допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов в Самарской Губернской Думе с 7 до 5 процентов, введение на выборах депутатов Самарской Губернской Думы, представительных органов муниципальных образований института поддержки выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями. Наличие данной поддержки определяется по результатам выборов, определенных законом, либо подтверждается необходимым числом собираемых подписей избирателей. Так, на выборах депутатов Самарской Губернской Думы, регистрация без сбора подписей осуществляется в том случае, если кандидат, список кандидатов выдвинут политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Самарской Губернской Думе или набравшей на последних выборах в данные органы не менее 3 процентов голосов избирателей, либо допущенной к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном представительном органе муниципального образования Самарской области или набравшей в общей сложности не менее 0,5 процентов от общей численности избирателей Самарской области при голосовании за списки кандидатов данной политической партии на последних выборах в представительные органы муниципальных образований. На выборах представительного органа муниципального образования без сбора подписей помимо представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Самарской Губернской Думе или набравших на последних выборах в данные органы не менее 3 процентов голосов избирателей, регистрируются также кандидаты, списки кандидатов, в случае, если в представительном органе данного муниципального образования имеется хотя бы один депутат, избранный от этой партии. На остальные политические партии распространяется требование о сборе подписей избирателей. На выборах депутатов Самарской Губернской Думы для кандидата их количество составляет 3 процента от численности избирателей одномандатного округа, для регистрации списка кандидатов – 0,5 % от общей численности избирателей Самарской области. На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований — и для кандидатов, и для списков – 0,5 % (но не менее 10 подписей).

В областное законодательство внесены положения, направленные на отражение правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 19.12.2013 № 28-П. Так, в Законах Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» и «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» исключаются нормы, предусматривающие при первичном распределении депутатских мандатов возможность политических партий предлагать региональные части (или кандидатов из внутримуниципальных частей) списков кандидатов в отступление от очередности, определяемой по результатам голосования избирателей.

Во всех областных законах, регулирующих проведение выборов на территории Самарской области, устанавливается единый временной промежуток, в который кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений подаются документы на регистрацию кандидатов, списков кандидатов – не ранее чем за 55 и не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

В Законе Самарской области «О выборах Губернатора Самарской области» урегулированы следующие вопросы, выявленные в ходе проведения избирательных кампаний в других субъектах Российской Федерации, а также с учетом новой редакции модельного закона субъекта Российской Федерации «О выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)», одобренной рабочей группой, созданной при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации:

  • уточняется, что при определении числа лиц, которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата, оно подлежит округлению в большую сторону в том случае, если имеется дробная часть;

  • уточняется форма листа поддержки кандидата (из нее исключается положение об указании принадлежности к политической партии, иному общественному объединению, поскольку федеральным законодательством указание этих сведений не предусмотрено);

  • предусматривается, что для проставления удостоверительной надписи нотариуса могут использовать как лицевая, так и оборотная сторона листа поддержки кандидата.

Одновременно в данном Законе Самарской области нашли отражение положения, направленные на совершенствование положений избирательного законодательства Самарской области с учетом проблем, выявленных при проведении на территории Самарской области избирательных кампаний по выборам депутатов Самарской Губернской Думы и в органы местного самоуправления:

  • областное избирательное законодательство дополняется нормами уточняющего характера, в соответствии с которыми за кандидатами и политическими партиями признается возможность назначить в каждую комиссию несколько наблюдателей, которые вправе поочередно осуществлять деятельность по наблюдению;

  • предусматривается возможность для членов комиссии с правом совещательного голоса, представителей СМИ, наряду с наблюдателями, носить нагрудные знаки. Для наблюдателей и членов комиссий с совещательным голосом формы нагрудных знаков устанавливаются организующей выборы комиссией;

  • во всех законодательных актах Самарской области о выборах предусматривается, что если кандидат при выдвижении указал принадлежность к общественному объединению, он должен согласовать с комиссией краткое, состоящее не более чем из 7 слов, наименование общественного объединения;

  • во всех законодательных актах Самарской области о выборах уточняются пакеты документов, представляемые для выдвижения и регистрации. Так, предусматривается, что в случае выдвижения кандидатов или списков кандидатов политическим партиями для выдвижения представляется партийный пакет, включающий следующие документы: решение о выдвижении, документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии (если согласование предусмотрено уставом партии), копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, документы о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, сведения о наименовании избирательного объединения. Пакет документов для регистрации дополняется сведениями об изменениях в данных о кандидатах, ранее представленных при выдвижении, уведомлением об отсутствии данных изменений;

  • в Законах Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» и «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» совершенствуется процедура распределения депутатских мандатов между списками кандидатов: вместо предусмотренного до этого определения доли избирателей, проголосовавших на соответствующей территории за конкретный список, в количестве избирателей, принявших участие в голосовании на данной территории, устанавливается методика в большей степени ориентированная на количественные показатели голосования за списки кандидатов на каждой территории. Данный подход в большей степени позволяет учесть вклад каждой из территорий в общий результат, полученный списком кандидатов, выдвинутым избирательным объединением, по результатам голосования. С тем, чтобы нивелировать разницу в количестве избирателей, зарегистрированных на каждой из территорий Законом предусмотрено исчисление поправочного коэффициента для каждой из территорий;

  • в Законах Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» и «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» уточняется процедура изменения политической партией одномандатного избирательного округа, в котором выдвинут кандидат – предусматривается, что данное действие может быть совершено не позднее чем за 55 дней до дня голосования, при этом подается уведомление в соответствующие окружные избирательные комиссии;

  • уточняется, что эмблема политической партии размещается в избирательном бюллетене в том случае, если такая эмблема была представлена политической партией при выдвижении в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

Законом также предусматриваются положения, направленные на приведение областного законодательства в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральными законами от 03.02.2014 № 14-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 02.04.2013 № 30-ФЗ, от 03.12.2012 № 238-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ:

  • в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства предусматривается, что при проведении выборов Губернатора Самарской области, депутатов Самарской Губернской Думы, глав муниципальных районов и городских округов в пакете документов на выдвижение представляются также сведения о расходах и зарубежном имуществе, а в пакете документов на регистрацию уведомление о том, что у кандидата нет зарубежных счетов;

  • предусматривается процедура представления кандидатом на должность Губернатора Самарской области сведений о трех кандидатурах на должность члена Совета Федерации ФСРФ;

  • в соответствии с требованиями федерального законодательства вводится унифицированное употребление термина «информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»;

  • в требованиях об образовании председателя Избирательной комиссии Самарской области уточняется термин «высшее профессиональное образование» на «высшее образование».

Закон Самарской области опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 2 июня 2014 года и вступил в силу со дня официального опубликования.

Закон Самарской области от 11 июня 2014 года № 66-ГД
«О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений Самарской области»

Указанный Закон Самарской области направлен на реализацию в законодательстве Самарской области положений Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом порядок формирования представительных органов муниципальных районов, а также порядок избрания глав муниципальных образований устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований.

В целях реализации указанных полномочий указанным Законом устанавливается порядок формирования на территории Самаркой области представительных органов муниципальных районов, а также порядок избрания глав муниципальных районов и глав поселений.

В соответствии с данным порядком представительные органы муниципальных районов формируются из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, главы муниципальных районов избираются представительным органом муниципального района из своего состава, главы поселений избираются представительным органом поселения из своего состава.

Закон Самарской области опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 11 июня 2014 года и вступил в силу со дня официального опубликования.

Закон Самарской области от 25 сентября 2014 года № 79-ГД «О порядке избрания главы городского округа Самара Самарской области»

Указанный Закон Самарской области направлен на реализацию в законодательстве Самарской области положений Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации».

В соответствии с данным Федеральным законом порядок избрания глав городских округов устанавливается законами субъектов Рос­сийской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними уставами муни­ципальных образований.

В целях реализации указанных полномочий Законом устанав­ливается порядок избрания главы городского округа Самара, в соответствии с которым глава данного городского округа избирается представительным органом из своего состава и исполняет полномочия председателя представительного органа городского округа.

Закон Самарской области опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 25 сентября 2014 года и вступил в силу 5 октября 2014 года.

Закон Самарской области от 14 ноября 2014 года № 116-ГД «О порядке избрания глав городских округов Самарской области»

Указанный Закон Самарской области направлен на реализацию в законодательстве Самарской области положений Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации».

В соответствии с данным Федеральным законом порядок избрания глав городских округов устанавливается законами субъектов Рос­сийской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними уставами муни­ципальных образований.

В целях реализации указанных полномочий Законом устанав­ливается следующий порядок избрания глав городских округов Самарской области (за исключением городского округа Самара, для которого данный вопрос урегулирован отдельным Законом Самарской области): глава городского округа избирается представительным органом из своего состава и исполняет полномочия председателя представительного органа городского округа.

Закон Самарской области опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 17 ноября 2014 года и вступил в силу 27 ноября 2014 года.