Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001 г. Самара ул. Садовая д. 329 т. (846) 337-95-01

18 марта 2018 года Выборы Президента Российской Федерации

СОВРЕМЕННЫЕ ГАРАНТИИ НЕДОПУСТИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ ПРЕИМУЩЕСТВ ДОЛЖНОСТНОГО ИЛИ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Шарафутдинова Зарина Игоревна,
студент юридического факультета
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Актуальной проблемой обеспечения равноправного положения кандидатов в избирательном процессе является эффективная реализация ограничений по использованию кандидатами преимуществ должностного или служебного положения. Установленный в избирательном законодательстве РФ закрытый перечень ограничений, связанный с использованием должностного или служебного положения, является разрозненным и несистематизированным. Нормы, устанавливающие соответствующие ограничения, свидетельствуют о недостатках юридической техники, а также являются подтверждением узкого формалистского подхода законодателя к данной дефиниции.
Понятие недопустимости использования на выборах преимуществ должностного или служебного положения основывается на содержании статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Необходимость включения данного определения в избирательное законодательство неразрывно связана с активным использованием на выборах управленческих средств. Законодатель не выделяет единой дефиниции использования преимуществ должностного или служебного положения на выборах, а лишь устанавливает его характерные признаки. Представляется невозможным использовать соответствующее понятие, основываясь только на его признаках. Как известно, для познания научного явления необходима конкретизация объекта исследования, а именно установление своеобразных пределов научного исследования. Следовательно, определив объект познания, мы можем выявлять его основные характерные особенности, а также применять данное понятие на практике. Использование признаков изучаемого явления для определения самого понятия априори не может характеризовать такое определение как научноеi. Таким  образом, под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать противоправную деятельность, основанную на злоупотреблении предоставленным соответствующему лицу управленческим ресурсом, в целях достижения кандидатом победы на выборах.
Легальная дефиниция использования преимуществ должностного или служебного положения на выборах основывается на двух аспектах, а именно на субъектном составе и на самом содержательном характере данного явленияii.
Субъектный компонент включает в себя понятие лица, управомоченного осуществлять деятельность по реализации конкретных управленческих ресурсов в сфере государственной власти или в сфере реализации полномочий органов местного самоуправления. В данный компонент также входят лица, обеспечивающие реализацию властных функций, а также лица, деятельность которых непосредственно связана со СМИ. Представляется необходимым расширить содержательный аспект распространения  ограничений связанных с должностным или служебным положением, установив конкретный ряд исключений, а также конкретизировать такие используемые дефиниции, как служебная зависимость, доступ или обеспечение доступа к государственным или муниципальным СМИ. Необходимо отметить, что использование преимуществ должностного или служебного положения на выборах не ограничивается злоупотреблением исключительно мультимедийными, регуляторными и институциональными ресурсами. Отсутствие легального закрепления запрета на злоупотребление законодательным и финансовым ресурсами является серьёзным препятствием для реализации основных принципов избирательного процесса и нормального функционирования политической системы страны. Злоупотребление финансовыми ресурсами может выражаться как в осуществлении социально значимых проектов на бюджетные средства, так и в использовании бюджетных средств для реализации конкретных целей кандидата. Реализация запрета на злоупотребление законодательным ресурсом представляет большую сложность и заключается в постоянном мониторинге избирательного законодательства , а также в повышении эффективности юридической техники. Следовательно, понятие ограничений по использованию преимуществ должностного или служебного положения на выборах – это достаточно широкое понятие, которые должно включать в себя не только ограничения, связанные с использованием управленческих ресурсов, но также установлением основных гарантий избирательных прав граждан.
Таким образом, современные гарантии недопустимости использования преимуществ должностного или служебного положения на выборах представляют собой достаточно сложную совокупность мер по реализации основных принципов избирательного права. Данные меры должны включать в себя не только юридические конструкции, направленные на пресечение такого рода правонарушений, но также формировать у общества чувство ответственности за реализацию их собственного выбора.