Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001, г. Самара, ул. Садовая, д. 329 телефон редакции (846) 337-95-06

9 сентября 2018 года Выборы Губернатора Самарской области

ОТРАЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МНОГООБРАЗИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЕ: РЕАЛЬНЫЕ И МНИМЫЕ ДОСТОИНСТВА НОРМАТИВНОЙ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Фокина Владислава Эдуардовна
студент ФГБОУ ВПО «Самарский
государственный университет»(г. Самара)

Согласно статье 13 Конституции Российской Федерации идеологическое многообразие, политическое многообразие и многопартийность признаются в качестве основ конституционного строя Российского государства.
В настоящее время в научной литературе отсутствует единый подход к определению соотношения данных понятий. Ряд ученых отождествляют понятия идеологического и политического многообразия, иные рассматривают идеологическое многообразие как комплексное понятие, включающее в себя политический, экономический, религиозный, социокультурный плюрализм1. Предполагается, что первый подход необоснованно сужает рамки принципа идеологического многообразия. Содержание Конституции Российской Федерации показывает, что при нормативном закреплении основ политической системы Российского государства был воспринят второй подход. При этом политическое многообразие рассматривается в качестве «первого среди равных» подинститутов идеологического многообразия, что подтверждается частью 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации, посвященной признанию именно политического многообразия, в то время как прямое указание на иные элементы идеологического многообразия в Конституции не содержится. Таким образом, под конституционно-правовым институтом идеологического многообразия понимают систему норм конституционного права, регулирующих отношения идеологической свободы и ее реализации в политической, экономической и социокультурной сферах2.
Политическое многообразие подразумевает возможность создания в государстве действующих на основе закона и равных перед законом партий и иных общественных объединений для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов3.
Одним из основных элементов политического плюрализма выступает право граждан на объединение в политические партии. Данное право является видовым по отношению к родовому – праву на объединение. Видовыми признаками права граждан на объединение в политические партии выступают особые цели политической партии: представление интересов граждан, формирование и выражение общественного мнения, участие в избирательной борьбе, формирование органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» право граждан на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.
Однако современное российское законодательство содержит ряд ограничений на создание и деятельность политических партий. Ограничения, содержавшиеся в первоначальной редакции Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», представлялись чрезмерно жесткими и становились объектом постоянной критики. Неоднократно указывалось на то, что данные ограничения не только блокировали возможность создания новых политических партий, но и лишали шансов на развитие многие действующие партии, а, следовательно, препятствовали реализации положений Конституции Российской Федерации об идеологическом, политическом многообразии и многопартийности4. В итоге к 2011 году на политической арене Российской Федерации из нескольких десятков политических партий осталось семь действующих партий.
В 2012 году был взят курс на либерализацию норм, устанавливающих порядок создания и дальнейшего функционирования политических партий. Федеральным законом Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» установлены следующие нововведения:
изменения требований к территориальной организации партии: политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, т.е. партия должна иметь 42 региональных отделения (ранее – более чем 43 региональных отделения);
изменения требований к численности партии: в политической партии должно состоять не менее пятисот членов, при этом требования к численности региональных отделений отменены, следовательно, политическая партия не может быть ликвидирована на основании недостаточности численности регионального отделения;
изменения процедуры регистрации политической партии: Министерство Юстиции Российской Федерации при обнаружении каких-либо недостатков в представленных для государственной регистрации политической партии документов не отказывает в регистрации, а приостанавливает регистрацию на срок не более трех месяцев для устранения данных недостатков. При этом закрепляется обязанность Министерства Юстиции выдать партии мотивированное заключение, содержащее перечень несоответствий представленных документов требованиям законодательства;
изменения требований к деятельности политических партий:
а) срок, в течение которого политические партии могут не участвовать в выборах, увеличен с пяти до семи лет (часть 2 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»);
б) изменена схема представительства делегатов на учредительных съездах политических партий (по два от каждого отделения, вместо ранее требовавшихся трех).
Все вышеперечисленных нововведения направлены на создание благоприятных условий для выхода на политическую арену социальных групп, которые не были готовы отдать предпочтение ранее существующим партиям, путем создания новых политических партий (по состоянию на сентябрь 2013 года в Российской Федерации насчитывается 73 зарегистрированные партии). Насколько данные изменения будут способствовать развитию полноценной многопартийной политической системы в государстве станет ясно в ближайшее время, в настоящий момент хотелось бы проанализировать возможные негативные последствия внесенных в законодательство изменений.
Проанализировав основной массив имеющихся в литературе определений понятия многопартийности, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент в научном сообществе сложилось два подхода к решению данного вопроса. В соответствии с первым подходом, многопартийность понимается как наличие в государстве двух и более партий. Согласно второму подходу, многопартийность понимается как наличие в государстве «системы равноправных партий»5, т.е. партий, имеющих равные возможности в представлении определенных социальных групп, формировании общественного мнения, участия в политической борьбе, выдвижении своих кандидатов на выборы в органы государственной и муниципальной власти и в их формировании, и именно данный подход отражает сущностные характеристики многопартийности.
Рассматривая изменения законодательства с точки зрения второго подхода, мы можем обнаружить, что данные изменения не способствуют созданию реальной конкурентоспособной среды для новых политических партий, а лишь создают видимость привлечения более широких слоев населения в политическую жизнь государства. Кроме того, ряд специалистов выдвигают предположения о том, что проведенная реформа направлена на ослабление оппозиции, поскольку создается возможность для размытия оппозиционных партий «псевдоппозиционными». Пониженные требования к численности политических партий создают опасность непомерного увеличения количества так называемых политических партий-карликов, не имеющих реальной социальной поддержки, а также возможности участвовать в общегосударственных выборах, либо переступить заградительный барьер в случае участия в выборах. В итоге, многие из таких партий будут обречены на ликвидацию.
Одним из способов создания конкурентоспособной среды для политических партий может выступить отмена запрета на объединение политических партий в избирательные блоки. В этом случае малочисленные политические партии приобретут реальную возможность влиять на политические процессы.
Альтернативным выходом из сложившейся ситуации может послужить возврат к повышенным требованиям к численности общегосударственных партий с одновременным снятием запрета на создание региональных и межрегиональных партий. «Субъекты Федерации, согласно Конституции Российской Федерации являются государственно-властными образованиями, что предполагает наличие в рамках этих субъектов политических отношений и соответственно форм политической организации населения, включая и политические партии»6. Региональные и межрегиональные партии способствуют более адекватному представлению интересов части народа Российской Федерации, проживающего на той или иной территории, следовательно, велика вероятность того, что созданные в рамках одного региона партии будут обладать большей социальной поддержкой, чем общегосударственные партии с численностью регионального отделения менее 15 человек, региональные партии будут иметь больше возможностей в формировании региональных органов государственной власти. Следовательно, в регионах будут создаваться более благоприятные условия для конкуренции партий, что в последствии может привести к перерастанию региональных и межрегиональных партий в общефедеральные.
Таким образом, современное российское законодательство о политических партиях с точки зрения отражения принципа идеологического многообразия может расцениваться неоднозначно. С одной стороны, проводимые в последние годы реформы направлены на привлечение максимально широких социальных слоев к участию в политических процессах и высказыванию своей гражданской позиции. С другой стороны, все чаще отмечается, что введение упрощенного порядка создания политических партий не является гарантией развития полноценной политической системы в государстве. В целях развития политической системы необходимо проведение комплексной реформы, затрагивающей не только вопросы создания политических партий, но и дальнейшего их участия в политических процессах. Построению в Российской Федерации истинного многопартийного строя может способствовать внесение таких изменений в законодательство, как, например, снятие запрета на создание избирательных блоков или на создание региональных и межрегиональных партий, однако, подобные изменения будут произведены только в случае, если истинной целью реформы избирательного законодательства является создание полноценной многопартийной политической системы в Российской Федерации.