Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001 г. Самара ул. Садовая д. 329 т. (846) 337-95-01

18 марта 2018 года Выборы Президента Российской Федерации

О реализации на территории Самарской области Федерального закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

фото С.В.СимоноваС.В.Симонова,
член Избирательной комиссии Самарской области с правом решающего голоса на постоянной (штатной) основе

1 ноября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон                      «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1 (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ), которым существенным образом изменен подход к порядку образования избирательных округов, избирательных участков, участков референдума, формирования участковых комиссий, а в качестве единого дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления установлено второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий соответствующего органа.
В отличие от прежнего подхода, в соответствии с которым осуществление указанных избирательных действий напрямую связывалось с конкретной избирательной кампанией, кампанией референдума, Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 157-ФЗ, предусматривает образование избирательных округов сроком на десять лет, образование избирательных участков, участков референдума и формирование участковых комиссий сроком на пять лет.
На территории Самарской области подготовка к реализации очередного этапа реформирования избирательной системы началась заблаговременно. Избирательной комиссией Самарской области 18 октября 2012 года был утвержден План мероприятий по обеспечению реализации Федерального закона № 157-ФЗ2, в котором обозначены основные этапы осуществления соответствующих избирательных действий на территории Самарской области.
Представляется необходимым отметить, что на территории Самарской области реализация мероприятий по реформированию избирательной системы осуществляется при тесном взаимодействии Избирательной комиссии Самарской области, территориальных избирательных комиссий, исполнительных органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления. При совместном участии указанных субъектов выработана Концепция реализации на территории Самарской области Федерального закона № 157-ФЗ, определяющая комплекс мероприятий по своевременной реализации требований Федерального закона № 157-ФЗ, координирующая действия указанных органов и синхронизирующая сроки осуществления всех необходимых мероприятий.
19 ноября 2012 года Избирательной комиссией Самарской области проведена видеоконференция с главами муниципальных районов и городских округов, председателями территориальных избирательных комиссий, в которой приняли участие вице-губернатор – руководитель Администрации Губернатора Самарской области Д.Е.Овчиннков, главный федеральный инспектор по Самарской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации А.И.Бендусов. советник Губернатора Самарской области Н.И.Еналеев, руководители структурных подразделений Администрации Губернатора Самарской области, представители политических партий. Высокий уровень представительства участников данного совещания наглядно демонстрирует, какое важное значение придается вопросам реализации данного этапа реформирования избирательной системы на территории Самарской области.
Очередным мероприятием по подготовке к реализации Федерального закона № 157-ФЗ стало проведение 23 ноября 2012 года Избирательной комиссией Самарской области семинара-совещания с председателями территориальных избирательных комиссий, руководителями рабочих групп содействия избирательным комиссиям при администрациях муниципальных районов, городских округов Самарской области, на котором были обозначены задачи и обсуждены проблемы, связанные с подготовкой к реализации Федерального закона № 157-ФЗ.
Важным этапом в реализации на территории Самарской области Федерального закона № 157-ФЗ стало приведение нормативной правовой базы Самарской области в соответствие с внесенными данным федеральным законом изменениями.
Вышеуказанные важнейшие изменения федерального законодательства своевременно, в числе одного из первых субъектов Российской Федерации, нашли свое отражение в избирательном законодательстве Самарской области. Так, уже 27 ноября 2012 года на заседании Самарской Губернской Думы принят Закон Самарской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области»3 (далее – Закон Самарской области № 125-ГД), внесенный в качестве совместной инициативы Избирательной комиссией Самарской области, комитетом по законодательству, законности и правопорядку и комитетом по местному самоуправлению Самарской Губернской Думы.
Указанным законом предусматривается внесение изменений во все законодательные акты Самарской области о выборах и референдумах. В частности, речь идет о восьми законодательных актах Самарской области:
1. Закон Самарской области от 14 июня 2012 года № 55-ГД «О выборах Губернатора Самарской области»;
2. Закон Самарской области от 10 октября 2012 года № 95-ГД                   «Об отзыве Губернатора Самарской области»;
3. Закон Самарской области от 10 июля 2003 года № 64-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы»;
4. Закон Самарской области от 8 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований»;
5. Закон Самарской области от 10 декабря 2003 года № 112-ГД                      «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления»;
6. Закон Самарской области от 10 декабря 2003 года № 116-ГД                     «О референдуме Самарской области»;
7. Закон Самарской области от 11 февраля 2004 года № 12-ГД                     «О местном референдуме Самарской области»;
8. Закон Самарской области от 13 марта 2001 года № 23-ГД                       «Об Избирательной комиссии Самарской области».
Представляется необходимым подробно проанализировать произошедшие изменения, которые условно можно разделить на четыре группы4:
1. Установление единого дня голосования на выборах в органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления на второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий соответствующего органа.
Как известно, ранее в качестве единого дня голосования было определено второе воскресенье марта и в отдельных случаях (повторные выборы, дополнительные выборы по одномандатному избирательному округу, выборы во вновь образуемые органы власти и другие случаи) также и второе воскресенье октября.
Установленное в настоящее время правило о едином дне голосовании во второе воскресенье сентября имеет ряд исключений. Анализ норм действующего избирательного законодательства позволяет выделить следующие случаи, когда проведение голосования допускается в иные, чем второе воскресенье сентября, дни:
— если срок полномочий органа государственной власти Самарской области, органа местного самоуправления истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – день голосования на указанных выборах;
— в случае если назначение дополнительных выборов депутата по одномандатному избирательному округу на второе воскресенье сентября невозможно с учетом сроков назначения выборов – дополнительные выборы проводятся в любое воскресенье не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу;
— в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа (когда проведение дополнительных выборов невозможно ввиду того, что в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года) – досрочные выборы проводятся в любое воскресенье не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (за исключением досрочных выборов Губернатора Самарской области, которые проводятся в ближайшее второе воскресенье сентября после досрочного прекращения полномочий);
— в случае если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий Самарская Губернская Дума, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе дополнительные выборы проводятся в любое воскресенье не позднее чем через четыре месяца со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу (когда в результате этих выборов депутат может быть избран на срок более одного года);
— если второе воскресение сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо оно объявлено в установленном порядке рабочим днем, – третье воскресенье сентября;
— в случае если основные выборы в Самарскую Губернскую Думу, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица проводились во второе воскресенье сентября и по их результатам соответствующий орган не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо не было избрано – повторные выборы проводятся в любое воскресенье не позднее чем через три месяца со дня голосовании на основных выборах;
— в иных случаях проведения повторных выборов (в частности, если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, – полномочия, несовместимые с этим статусом) – помимо второго воскресенья сентября могут быть проведены также в любое другое воскресенье не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначаются на день голосования на указанных выборах;
— в случае если по решению соответствующей избирательной комиссии голосование в избирательном округе откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов в связи с тем, что ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов оказалось меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо в едином избирательном округе зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не зарегистрировано ни одного кандидата, списка кандидатов – любое воскресенье в пределах трех месяцев;
— если в избирательный бюллетень на выборах Губернатора Самарской области было включено более двух зарегистрированных кандидатов и не один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Губернатора Самарской области — повторное голосование на выборах Губернатора Самарской области проводится в любое воскресенье не позднее чем через 21 день со дня голосования на общих выборах Губернатора Самарской области;
— если в избирательный бюллетень на выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимого для избрания числа голосов избирателей — повторное голосование проводится в любое воскресенье не позднее чем в двухнедельный срок после дня проведения основных выборов главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления;
— в случае определения соответствующим судом общей юрисдикции срока, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы (когда выборы не назначены в установленные сроки ни уполномоченным органом, ни соответствующей избирательной комиссией) – любое воскресенье;
— выборы в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации – помимо второго воскресенья сентября могут быть назначены также на иной день, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – на день голосования на указанных выборах;
— в случае проведения выборов органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования – любое воскресенье не позднее чем через шесть месяцев со дня образования такого муниципального образования.
2. Порядок определения (образования) одномандатных избирательных округов при проведении выборов депутатов Самарской Губернской Думы, одномандатных (многомандатных) избирательных округов при проведении выборов депутатов представительного органа муниципальных образований.
В отличие от ранее действовавшего порядка, предусматривавшего определение избирательной комиссией, организующей выборы, схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов (не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы) и её утверждение Самарской Губернской Думой, представительным органом муниципального образования (не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы), то есть непосредственно перед проведением соответствующих выборов депутатов, в настоящее время определение схемы одномандатных избирательных округов и ее утверждение указанными органами осуществляется сроком на десять лет. Таким образом, утвержденная схема избирательных округов предназначена для использования, как минимум, в течение двух избирательных кампаний по соответствующим выборам депутатов.
В соответствии с переходными положениями, предусмотренными статьей 4 Федерального закона № 157-ФЗ и статьей 9 Закона Самарской области № 125-ГД, схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Самарской Губернской Думы определяется Избирательной комиссией Самарской области, схема одномандатных (многомандатных) избирательных округов по выборам депутатов представительного органа муниципального образования – избирательной  комиссией муниципального образования, организующей соответствующие выборы, не позднее 1 июня года, предшествующего году назначения соответствующих выборов, и утверждается, соответственно, Самарской Губернской Думой, представительным органом муниципального образования сроком на десять лет не позднее чем за один год до ближайшего дня голосования на соответствующих выборах.
В последующем будет применяться общий порядок, в соответствии с которым указанные органы определяют новую схему одномандатных (многомандатных) избирательных округов не позднее чем за 80 и утверждают не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных (многомандатных) избирательных округов.
Особые сроки в переходный период предусматриваются для случаев, когда соответствующие выборы депутатов с учетом новых положений законодательства о едином дне голосования должны пройти уже 8 сентября 2013 года. В Самарской области, в частности, в этот день избирателям предстоит избирать депутатов представительных органов городских округов Тольятти и Сызрань. В данных муниципальных образованиях схема одномандатных избирательных округов должна быть определена территориальными избирательными  комиссиями (на которые возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований) не позднее 1 декабря 2012 года и утверждена представительными органами не позднее 1 февраля 2013 года.

В обоих муниципальных образованиях схемы одномандатных избирательных округов были утверждены заблаговременно, задолго до истечения указанных крайних сроков реализации: в городском округе Тольятти – 19 декабря 2012 года5, в городском округе Сызрань – 21 декабря 2012 года6.
3. Образование избирательных участков, участков референдума, единых для всех выборов, референдумов, проводящихся на территории Самарской области.
С учетом положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона № 67-ФЗ, отраженных и в законодательстве Самарской области,  избирательные участки, участки референдума образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума. Неизменными остались положения, закрепляющие обязанность по образованию избирательных участков, участков референдума за главой местной администрации муниципального района, городского округа по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией, и критерий численности избирателей, участников референдума зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума – не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом избирательном участке, участке референдума.
Учитывая, что в пятилетний «период действия» избирательных участков, участков референдума не исключено возникновение ситуаций, влекущих необходимость уточнения перечня избирательных участков, участков референдума и их границ, законодательство предусматривает следующие к тому основания:
— в случае если число избирателей, участников референдума по данным регистрации (учета) избирателей, участников референдума превысило три тысячи сто;
— в связи с уменьшением (до пятидесяти и менее) числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума;
— в случае если границы избирательных участков пересекают границы избирательных округов;
— в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований.
Вместе с тем, представляется необходимым отметить, что вышеизложенные положения касаются только избирательных участков, участков референдума, образуемых на постоянной основе. Наряду с ними законодательство предусматривает образование избирательных участков, участков референдума в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания). В отношении них сохранился прежний подход, предполагающий образование избирательных участков, участков референдума для обеспечения процесса голосования в период конкретной избирательной кампании, кампании референдума. Такие избирательные участки образуются территориальной избирательной комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, при этом действующим законодательством в исключительных случаях предусматривается возможность их образования по истечении указанного срока, но не позднее чем за три дня до дня голосования и только по согласованию с вышестоящей комиссией.
В случае образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей указанная информация доводится до сведения избирателей соответствующими территориальными избирательными комиссиями не позднее чем через два дня после их образования. В настоящее время в связи с внесенными Законом Самарской области № 125-ГД изменениями унифицировано регулирование данного вопроса применительно ко всем выборам и референдумам, проводимым на территории Самарской области.
С учетом изменившегося подхода к образованию избирательных участков, участков референдума, законодателем скорректирован также порядок доведения по избирателей, участников референдума информации об избирательных участках, участках референдума, образуемых сроком на пять лет. По смыслу пункта 7 статьи 19 Федерального закона № 67-ФЗ главой местной администрации не позднее не позднее чем за 40 дней до дня голосования публикуется не весь перечень избирательных участков, образованных на территории муниципального района, городского округа, а только в части избирательных участков, участков референдума, «задействованных» при проведении соответствующих выборов, референдума (это, в частности, может иметь значение при проведении муниципальных выборов поселенческого уровня, дополнительных выборов по одномандатному избирательному округу).
В этой связи, обращает на себя внимание обстоятельство, связанное с  отсутствием в пункте 2 статьи 19 Федерального закона № 67-ФЗ нормы, устанавливающей обязанность глав местный администраций муниципальных районов, городских округов опубликовать общий перечень образованных сроком на пять лет избирательных участков, участков референдума, поскольку в пункте 7 указанной статьи данная обязанность, как уже отмечалось, сформулирована только применительно к конкретным выборам, референдуму.
К сожалению, за рамками внимания федерального законодателя остался также вопрос о сроках образования избирательных участков, участков референдума, обеспечивающих непрерывность данного процесса, который целесообразно было бы решить путем определения периода, не позднее которого до истечения пятилетнего срока прежних избирательных участков должны быть образованы новые (по аналогии с порядком образования избирательных округов).
В соответствии с переходными положениями, изложенными в статье 4 Федерального закона № 157-ФЗ и статье 9 Закона Самарской области № 125-ГД, избирательные участки на территории Самарской области, как и в целом в Российской Федерации, должны быть образованы сроком на пять лет не позднее 20 января 2013 года.
Начало процессу образования избирательных участков на территории Самарской области в соответствии с новыми требованиями Федерального закона № 67-ФЗ было положено принятым Избирательной комиссией Самарской области постановлением от 4 декабря 2012 года № 82/553-5 «Об установлении единой нумерации избирательных участков, участков референдума на территории Самарской области». Необходимо отметить, что впервые на территории Самарской области при утверждении единой нумерации избирательных участков был применен подход, согласно которому каждому избирательному участку присвоен четырехзначный номер, где первые две цифры соответствуют номеру территориальной избирательной комиссии (с 01 по 47), вторые две цифры соответствуют порядковому номеру избирательного участка. Исключением являются только две комиссии: территориальная избирательная комиссия Промышленного района городского округа Самара и территориальная избирательная комиссия Автозаводского района городского округа Тольятти, на территории которых общее количество избирательных участков составляет 100 и 144. Для них номер территориальных избирательных комиссий обозначен одной цифрой (5 и 6), а порядковые номера избирательных участков обозначены тремя цифрами. Таким образом, нумерация избирательных участков в рамках Самарской области не является сквозной, как ранее, и предполагает образование 1743 избирательных участков с номерами от 0101 до 6144.
Целесообразность применения такого подхода обусловлена тем обстоятельством, что избирательные участки формируются сроком на 5 лет, и за столь  длительный период вероятны изменения их количества в связи с образованием нового участка (в том числе в местах временного пребывания избирателей, участников референдума) или ликвидацией каких-либо из существующих. В результате применения такой нумерации указанные изменения будут затрагивать не всю нумерацию в целом по Самарской области, а лишь по отдельной территории, относящейся к той или иной территориальной избирательной комиссии.
Первые избирательные участки на принципиально новой, постоянной, основе были образованы в Самарской области 5 декабря 2012 года (был образован 51 избирательный участок в муниципальных районах Клявлинский и Нефтегорский), в подавляющей же части муниципальных образований соответствующие постановления глав местных администраций приняты 7 декабря 2012 года (в 21 муниципальном образовании).
Процесс образования избирательных участков на территории Самарской области завершился 10 декабря 2012 года. Всего в Самарской области главами местных администраций 27 муниципальных районов и 10 городских округов по согласованию с соответствующими территориальными избирательными комиссиями образовано 1743 избирательных участка.
По информации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, общее количество избирательных участков, образованных на территории Российской Федерации, ставило 92 7327.

4. Формирование участковых избирательных комиссий, комиссий референдума, обеспечивающих процесс голосования и подсчет голосов на выборах и референдумах, проводящихся на территории Самарской области.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 22 Федерального закона № 67-ФЗ, предусматривается ряд важных новаций в порядке формирования участковых комиссий. Представляется необходимым обратить внимание на следующие ключевые моменты.
1. Участковые комиссии формируются со сроком полномочий пять лет. Исключение составляют участковые комиссии, формируемые на избирательных участках, участках референдума, образованных в местах временного пребывания избирателей, участников референдума, срок полномочий которых устанавливается сформировавшей их территориальной избирательной комиссией, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия такой участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
2. В отличие от прежней редакции Федерального закона № 67-ФЗ, определявшей, что формирование участковых комиссий осуществляется вышестоящей комиссией, в действующей редакции в качестве комиссий, уполномоченных на формирование участковых комиссий, напрямую называны территориальные избирательные комиссии.
3. Федеральным законом установлены единые критерии определения территориальными комиссиями количественного состава формируемых ими участковых комиссий. Так,  в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, количество членов участковой комиссии с правом решающего голоса должно быть установлено территориальными комиссиями в следующих пределах:
до 1001 избирателя — 3 — 9 членов участковой комиссии;
от 1001 до 2001 избирателя — 7 — 12 членов участковой комиссии;
более 2000 избирателей — 7 — 16 членов участковой комиссии.
Учитывая повышенную нагрузку участковых комиссий при совмещении дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней, законодательство допускает на этот случай возможность увеличения максимального числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса, но не более чем на четыре.
4. С учетом изменившегося подхода к формированию участковых комиссий в законодательстве существенно скорректированы сроки их формирования. Определение данных сроков относится, в том числе, к регулятивным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации.
В настоящее время в связи с внесенными Законом Самарской области № 125-ГД изменениями данный вопрос в законодательстве Самарской области урегулирован единообразно применительно ко всем выборам и референдумам, проводимым на территории Самарской области. Согласно положениям областного законодательства участковые комиссии должны быть сформированы в правомочном составе не ранее чем за 15 и не позднее чем за 1 день до дня, в который истекает срок полномочий предыдущего состава участковой комиссии. Аналогичным образом в законодательстве Самарской области урегулирован вопрос о сроках образования иных комиссий, действующих на постоянной основе.
В этой связи, определенным упущением следует считать отсутствие в настоящее время в Федеральном законе № 67-ФЗ нормы о том, что в случае истечения срока полномочий участковой комиссии в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания соответствующей кампании (по аналогии с регулированием статуса иных комиссий, действующих на постоянной основе).
Применительно к участковым комиссиям, формируемым территориальными избирательными комиссиями на избирательных участках, участках референдума в местах временного пребывания избирателей, Федеральным законом № 67 напрямую предусмотрено, что они должны быть сформированы не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее дня, предшествующего дню голосования.
5. В соответствии с новыми требованиями Федерального закона № 67-ФЗ существенно увеличен срок приема предложений по составу участковых комиссий: ранее по Федеральному закону № 67-ФЗ он не мог составлять менее десяти дней, в настоящее время – менее 30 дней. Определение конкретной продолжительности данного срока относится, в том числе, к регулятивным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации.
В целях его реализации Законом Самарской области № 125-ГД внесены изменения, предусматривающие единообразное урегулирование данного вопроса применительно ко всем выборам и референдумам, проводимым на территории Самарской области. Согласно положениям областного законодательства срок приема предложений по составу участковых комиссий составляет 30 дней. Напомним, что ранее в соответсвии с законодательством Самарской области данный вопрос решался дифференцированно в зависимости от уровня избирательной кампании, кампании референдума: его продолжительность на избирательных кампаниях, кампаниях референдума областного уровня составляла 15 дней, муниципального уровня – 10 дней.
6. Существенные изменения коснулись порядка внесения субъектами  права выдвижения кандидатур в участковые комиссии.
При этом перечень таких субъектов остался прежним. Как и ранее предложения по кандидатурам в составы участковых комиссий могут вноситься:
— политическими партиями и иными общественными объединениями;
— представительным органом соответствующего муниципального образования;
— собраниями избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
Существенным новшеством по сравнению с ранее действовавшим порядком стало закрепление за всеми указанными субъектами возможности вносить одновременно несколько, не ограниченных по количеству, предложений по кандидатурам членов участковых комиссий с правом решающего голоса для назначения в состав одной комиссии. Причем данное исключение установлено для политических партий и иных общественных объединений исключительно при формировании участковых комиссий. Указанное обстоятельство вовсе не означает, что в участковую комиссию по предложению одной политической партии или иного общественного объединения может быть назначено более одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса. При формировании состава участковой комиссии по-прежнему применяется ограничение «одна политическая партия (иное общественное объединение) — один член комиссии с правом решающего голоса, назначенный по ее (его) предложению».
7. Определение персонального состава участковых комиссий осуществляется формируемыми их территориальными избирательными комиссиями.
При осуществлении данного полномочия территориальная избирательная комиссия, как и прежде, обязана руководствоваться правилом, в соответствии с которым не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии назначается на основе поступивших предложений следующих субъектов:
— политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Самарской Губернской Думе;
— политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 591 Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы»;
— избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Учитывая результаты прошедших 4 декабря 2012 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва, данное правило распространяется на следующие политические партии, допущенные к распределению депутатских мандатов: Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», политическая партия «Либерально-демократическая партия России», политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. При формировании участковых комиссий на территории городского округа Тольятти к таким субъектам также относится общественное движение «Декабрь» городского округа Тольятти, как избирательное объединение, допущенное по результатам выборов 1 марта 2009 года к распределению депутатских мандатов в Думе городского округа Тольятти пятого созыва.
При формировании избирательных комиссий на практике нередко возникает ситуация, когда количество предложений, внесенных данными партиями, избирательными объединениями в состав комиссии, оказывается недостаточным для соблюдения требования об «одной второй от общего числа членов участковой комиссии». Поскольку такая ситуация имеет объективный характер ввиду ограниченности их количества, назначение  остальной части членов комиссии, не обеспеченной, так называемой, «партийной квотой», осуществляется из числа кандидатур, предложенных иными субъектами права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что при определении персонального состава участковой комиссии в остальной его части, предложения о включении в состав участковых комиссий, внесенные другими субъектами (иными политическими партиями и общественными объединениями, представительным органом муниципального образования, собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы), рассматриваются на общих основаниях, поскольку избирательным законодательством не установлен приоритет по включению в составы участковых комиссий в отношении каких-либо иных субъектов права предложений кандидатур, кроме политических партий и избирательных объединений, обладающих «партийной квотой». Данный вывод подтверждается также и судебной практикой8.
Определенные ориентиры при реализации территориальными избирательными комиссиями данного дискреционного полномочия содержатся  в Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5. Так, согласно положениям пункта 1.1.5 Методических рекомендаций, территориальным избирательным комиссиям рекомендуется оценивать кандидатуры для включения в составы участковых комиссий по следующим критериям:
— наличие высшего или среднего профессионального образования (юридического, в области информационных технологий, автоматизации, обработки информации либо иного высшего профессионального образования);
— преемственность в работе участковой комиссии;
— опыт организации и проведения выборов, референдумов;
— участие молодежи в работе избирательных комиссий;
— участие политической партии в выборах на соответствующей территории (для кандидатур, предложенных политическими партиями).
В соответствии с переходными положениями, изложенными в статье 4 Федерального закона № 157-ФЗ и статье 9 Закона Самарской области № 125-ГД, участковые избирательные комиссии должны быть сформированы на территории Самарской области, как и в целом в Российской Федерации, сроком на пять лет не позднее 30 апреля 2013 года.
Начало процессу формирования участковых комиссий в соответствии с новыми требованиями Федерального закона № 67-ФЗ на территории Самарской области было положено опубликованием 11 декабря 2012 года в газете «Волжская коммуна» сообщения о приеме территориальными избирательными комиссиями с 12 декабря 2012 года по 10 января 2013 года предложений по кандидатурам для назначения членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса.
В указанный период приема предложений в территориальные избирательные комиссии Самарской области поступило по предварительной информации более 29 150 предложений от субъектов права выдвижения кандидатур в участковые избирательные комиссии.
К числу субъектов, принявших участие в формировании участковых избирательных комиссий на территории Самарской области, относятся: Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», политическая партия «Либерально-демократическая партия России», политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ», Всероссийская политическая партия «Партия пенсионеров России», Всероссийская политическая партия «Гражданская платформа», политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые», общественное движение «Декабрь» городского округа Тольятти, представительные органы муниципальных образований, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы.
Следует отметить, что из 33 политических партий (32 из которых имеют региональные отделения в Самарской области), обладавших на момент окончания срока приема предложений правом внесения предложений по кандидатурам для назначения членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, свое право реализовали лишь 8, причем только 3 из них (Всероссийская политическая партия «Партия пенсионеров России», Всероссийская политическая партия «Гражданская платформа», политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые») созданы в рамках упрощенной процедуры регистрации политических партий (после изменений, внесенных Федеральным законом от 2 апреля 2012 года № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»).

Одними из первых не только в Самарской области, но и в Российской Федерации, участковые комиссии были сформированы в муниципальном районе Елховский. Соответствующее решение территориальной избирательной комиссии муниципального района Елховский о формировании составов 21 участковой комиссии было принято 22 января 2013 года.
Ожидается, что процесс формирования участковых комиссий в целом на территории Самарской области завершится к 9 февраля 2013 года.
Подводя итог всему вышеизложенному, представляется возможным отметить, что реализация Федерального закона № 157-ФЗ на территории Самарской области осуществляется в полном соответсвии с требованиями федерального законодательства, в тесном взаимодействии избирательных комиссий всех уровней, органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, своевременно принимаются необходимые правовые акты, соблюдаются установленные сроки совершения избирательных действий, осуществляется постоянное информирование о ходе реализации Федерального закона № 157-ФЗ, в том числе путем размещения необходимой информации на сайте Избирательной комиссии Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».