Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001, г. Самара, ул. Садовая, д. 329 телефон редакции (846) 337-95-06

9 сентября 2018 года Выборы Губернатора Самарской области

О некоторых вопросах реализации молодежной электоральной политики (на примере Самарской области)

фото С.В.СимоноваС.В.Симонова,
член Избирательной комиссии Самарской области с правом решающего голоса на постоянной (штатной) основе

Вопросам, связанным с повышением эффективности молодежной политики, органами государственной власти уделяется особое внимание. Важным направлением работы избирательных комиссий всех уровней является повышение электоральной культуры молодых избирателей, обеспечение участия молодёжи в подготовке и проведении выборов различного уровня, развитие навыков осознанного участия в выборах.

Актуальность работы избирательных комиссий по указанному направлению определяется следующими обстоятельствами.

Молодежь как возрастная группа избирателей в возрасте от 18 до 35 лет составляет около трети об общей численности избирателей.

Причем для Самарской области примечательно, что в ее административном центре – городе Самара и втором по численности населения городе Тольятти (который является самым крупным городом в России, не являющимся административным центром субъекта) сконцентрировано более 60% от общего количества молодых избирателей.
1Рис. № 1.

При этом, как показывает электоральная статистика, сформированная избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по итогам единого дня голосования 14 сентября 2014 года, практически во всех субъектах уровень электоральной активности избирателей в возрасте от 18 до 35 лет ниже общего показателя активности избирателей в соответствующем субъекте. Так, в Самарской области данный показатель ниже общего на 9%, в Татарстане – на 5%, в Башкирии – на 15 %. А вот в Кабардино-Балкарской Республике данный показатель, напротив, превышает общий на 10%.

2

Рис. № 2.

Более детальный анализ электоральной активности молодежи на территории Самарской области показывает, что проблема низкой явки молодежи на выборы наиболее выражена в крупных городах (Самаре и Тольятти), в которых как уже указывалось ранее сконцентрировано более 60% от общего количества молодых избирателей.

3Рис. № 3.

Таким образом, значительная доля избирателей, относящейся к возрастной группе от 18 до 35 лет, в сочетании с их низкой электоральной активностью предопределяют то особое внимание, которое уделяют в своей деятельности избирательные комиссии работе по повышению правовой культуры молодежи. При этом системой избирательных комиссий накоплен богатый опыт и значительный инструментарий по данному направлению. Деятельность системы избирательных комиссий основана на постоянном поиске новых форм вовлечения молодёжи в избирательный процесс, изучении и обмене опытом с другими регионами.

Представляется, что указанная работа, безусловно, должна быть продолжена. Перспективным с точки зрения дальнейшего развития и совершенствования данного направления, на наш взгляд, является активное внедрение интерактивных форм мероприятий по повышению правовой культуры молодых избирателей с использованием современных информационных технологий.

Вместе с тем, принципиально изменить отношение молодежи к вопросам электоральной активности возможно только тогда, когда она почувствует себя реальным участником и субъектом всех политических процессов, происходящих в стране, регионе, муниципалитете.

Учитывая, что об уровне общественно-политической активности молодежи свидетельствует не только активность данной категории в выборах в качестве избирателей, но также в качестве кандидатов и членов избирательных комиссий, нами был проведен анализ указанных показателей, который позволил выявить следующее.

4

Рис. № 4.

Как видно из представленной диаграммы, максимальное количество случаев выдвижения и избрания кандидатов в возрасте от 18 до 35 лет, пришлось в Самарской области на 2010 год, на который пришлось проведение на территории области муниципальных выборов практически во всех муниципальных образованиях. Кроме того, достаточная активность прослеживается в 2013 году и связана с проведением выборов депутатов представительных органов в 2 городских округах (в их числе Тольятти) по смешанной избирательной системе. Политические партии при выдвижении списков кандидатов имеют больше возможностей для включения в них представителей различных социальных групп, в том числе от молодежи. Для сравнения можно посмотреть на цифры 2014 года, в котором на территории Самарской области проводились выборы Губернатора и представительного органа в одном из городских округов, но уже по мажоритарной избирательной системе. Видно, что случаев выдвижения и избрания молодых кандидатов почти в 8 раз меньше. Такие случаи в несколько большем количестве наблюдаются в 2011 году, и приходятся они на выборы в региональный парламент по смешанной избирательной системе.

Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что проявлению активности молодежи в реализации пассивного избирательного права в определенной степени способствует применение пропорциональной избирательной системы, при этом наиболее востребован у молодежи на настоящее время уровень муниципальных выборов. В 2015 году в Самарской области предстоит очередной избирательный цикл практически во всех муниципальных образованиях, в связи с чем в 2015 году планируется активизировать работу «Школы молодого кандидата», как в очной, так и в интерактивной формах.

Определенный интерес представляет также проведение анализа на предмет того, кому принадлежит инициатива выдвижения молодых кандидатов.

В качестве анализируемого периода также был взят период с 2010 по 2014 годы. Анализ показывает, что в большинстве случаев выдвижение молодых кандидатов происходит по инициативе политических партий (61%), однако доля самовыдвижений тоже значительная (39%). При этом особой зависимости избрания молодых кандидатов от того, выдвинут он политической партией или в порядке самовыдвижения не прослеживается (и в том, и в другом случае избрание имеет место примерно в 10% случаев).

5

Рис. № 5.

Что касается вопроса о том, какие политические партии чаще выступают инициаторами выдвижения молодых кандидатов, то самое большое количество случаев выдвижения приходится на политическую партию ЛДПР, чуть меньше – на «Единую Россию», затем по числу молодых кандидатов идет политическая партия КПРФ. Однако «Единая Россия» является абсолютным лидером по доле избраний – в половине случаев выдвинутые данной партией молодые кандидаты добивались избрания.

Очень большое количество случаев выдвижения (326 молодых кандидатов) приходится на непарламентские партии – таких насчитывается около 20 и количество выдвинутых ими кандидатов варьируется от 26 («Яблоко») до 1-2 кандидатов. Однако количество случаев избрания очень незначительно (все 2 случая – у политической партии «Правое дело»).

6

Рис. № 6.

Вторым, ранее обозначенным критерием, свидетельствующим об общественно-политической активности молодежи и степени вовлеченности ее в избирательный процесс, является участие представителей от данной возрастной группы в работе избирательных комиссий в качестве членов комиссий. Представляется, что данное направление имеет исключительно важное значение, поскольку только путем активного привлечения молодежи к работе в избирательных комиссиях может быть обеспечена преемственность в системе избирательных комиссий, передача накопленных навыков и знаний от более опытных членов комиссий членам комиссий, пока такого опыта не имеющим.

Как показывает анализ представительства молодежи в территориальных избирательных комиссиях Самарской области (их в области 47), доля молодежи в составах не очень велика и составляет 21%. Основным субъектом выдвижения молодежи в составы территориальных комиссий являются собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Вместе с тем молодежь достаточно активно представлена в руководящих составах территориальных комиссий – почти четверть от общего количества молодых членов ТИК являются председателями, заместителями председателей или секретарями.

7

Рис. № 7.

Во многом похожая картина наблюдается и при анализе составов участковых комиссий. Доля молодежи в участковых комиссиях чуть выше, чем территориальных (на 3%). А вот степень представленности молодых членов УИК в руководящих составах несколько ниже (на 5% по сравнению с ТИК). Основным субъектов внесения предложений по включению в состав кандидатур от молодежи также являются собрания избирателей (даже больше на 2% по сравнению с ТИКами). При этом доля, приходящая на политические партии меньше на 1%. Однако в целом картина практически симметричная.

8

Рис. № 8.

Что касается вопроса о том, какие политические партии чаще выступают субъектами предложений по выдвижению кандидатур молодых членов избирательных комиссий, то здесь, как и в случае с молодыми кандидатами, пальма первенства принадлежит политической партии ЛДПР (треть от общего количества молодых членов УИК, предложенных политическими партиями). И уже со значительным отрывом политические партии КПРФ (22%), Справедливая Россия и «Единая Россия» (по 20%).

Доля молодых членов УИК от непарламентских партий незначительна (всего 5%) и представлены они 3 партиями – «Патриоты России», «Гражданская платформа» и Партией пенсионеров России.

Как видно из представленной диаграммы у «Единой России» самое большое количество молодых членов УИК, представленных в руководящем составе участковых комиссий.

9

Рис. № 9.

Как свидетельствует следующая диаграмма, доля молодых членов УИК, имеющих высшее образование, составляет 65% и значительно выше (почти на 15%) по сравнению с показателем в целом по составу участковых комиссий, где он составляет чуть более половины. Данное обстоятельство также говорит в пользу более активного привлечения молодежи к работе в избирательных комиссиях.

10

Рис. № 10.

На реализацию задачи, связанной с привлечением квалифицированных молодых специалистов для работы в избирательных комиссиях и в целом с повышением уровня профессиональной подготовки организаторов выборов, направлен совместный проект Избирательной комиссии Самарской области и Самарского государственного университета. Во втором полугодии текущего учебного года запланировано введение факультативного курса «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной комиссии», профессионально ориентированного на подготовку квалифицированных кадров участковых избирательных комиссий. При успешном прохождении данного факультатива слушатели курса получают возможность зачисления в резерв составов участковых комиссий Самарской области, что в будущем позволит им применить полученные знания в практической деятельности. Таким образом, это позволит одновременно и привлечь молодежь к работе в избирательных комиссиях, и качественно повысить уровень резерва составов участковых комиссий, поскольку на выходе мы будем иметь готовых к работе кандидатов для назначения в основной состав участковых комиссий, обладающих достаточным уровнем профессиональной подготовки.

В заключении хотелось бы отметить, практика реализации молодежной электоральной политики в Самарской области показывает, что деятельность по повышению электоральной культуры может быть эффективной только при условии консолидации усилий органов государственной власти всех уровней, всей системы избирательных комиссий, образовательных учреждений и молодежных организаций.