Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001 г. Самара ул. Садовая д. 329 т. (846) 337-95-01

9 сентября 2018 года Выборы Губернатора Самарской области

до дня голосования осталось:

ВЫБОРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Плиева Залина Тамазовна,
студент юридического факультета
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»

8 апреля 2012 года в Республике Южная Осетия был проведен второй тур президентских выборов, по результатам которого был избран Тибилов Леонид Харитонович. Стоит сразу же отметить, что это повторные выборы, которые были проведены в связи с признанием Верховным судом Республики Южная Осетия недействительными выборы  ноября 2011 годаi.
Мнения о том, является ли Республика Южная Осетия суверенным государством, в мировом сообществе разнятся. Как известно, ООН государство не признаетii. Однако так как Россия РЮО признала,iii то считаем возможным отталкиваться именно от этой позиции.
Существующие споры по поводу легитимности апрельских выборов обозначают актуальность поставленной в данном докладе проблемы.
Говоря о соответствии или несоответствии выборов в РЮО международным избирательным стандартам, следует определить понятие последних. Итак, международные избирательные стандарты – это принципы международного права, находящие свое применение в сфере избирательного права.
Одним из важнейших источников международных избирательных стандартов является Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года (далее Всеобщая декларация)iv.
Сравним ее положения с положениями, закрепленными в законодательстве РЮО. Ст. 21 Всеобщей декларации гласит:
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования»v.
В Конституции Республики Южная Осетия от 8 апреля 2001 г. в ст. 7 установлено всеобщее избирательное право гражданvi. В Конституционном законе от 19 ноября 2008 года №119 «Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме» также закреплено, что избирательное право является всеобщим, равным, прямым и осуществляется при тайном голосованииvii.
Как видно, в ч. 3 ст. 21 Всеобщей декларации также указано, что выборы должны быть периодическими, что также подтверждается, в частности, срочностью избрания Президента (выборы были проведены в 2001 году, избран Кокойты Э.Д., в 2006 г. он же был избран на второй срок, и выборы  2012 года, о которых идет речь в докладе) в РЮОviii.
Также выборы не должны быть сфальсифицированы. Рассмотрим этот аспект подробнее. 28 ноября 2011 года выборы состоялись. Однако в Верховный суд республики поступила жалоба от одного из кандидатов, в которой говорилось о нарушениях со стороны сторонников Аллы Джиоевой.  До выяснения обстоятельств ВС РЮО запретил Центральной избирательной комиссии опубликовывать результаты выборов. В итоге было принято решение о признании выборов недействительными и назначении даты выборов на 25 марта 2012 г.ix. Однако сама Джиоева считает, что данное решение было принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права и является незаконным. Нас этот момент интересует в той своей части, в которой он не соответствует положению ч. 3 ст. 21 Всеобщей декларации, указанной выше. К своему письму Владимиру Путину Алла Джиоева приложила правовое заключение, которое было дано московскими юристамиx. Однако и на данный момент не отменено, так как кассационная жалоба не была удовлетворена, а решение было оставлено в силе. Таким образом, можно говорить о том, что нарушения сторонников Джиоевой (незаконная агитация, подкуп избирателей) были доказаны. В связи  с этим следует считать, что данное решение, напротив, пресекло нарушения принципа свободных выборов.
Что касается выборов марта и апреля 2012 года, то здесь не было замечено существенных нарушений. В заключении международных наблюдателей  также указано, что нарушения носили единичный характер и не повлияли на исход выборовxi. Соблюдению всех норм права касательно проведения выборов также способствовали веб-камеры, установленные на  23 избирательных участках.xii
В Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года в ст. 25 закреплены следующие положения:
Каждый гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:
1. принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
2. голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
3. допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службеxiii.
Частично эти положения дублируют Всеобщую декларацию, но в целом, уточняют ее. Здесь большой акцент делается на свободе активного и пассивного избирательного права. Что касается Южной Осетии, то для подтверждения того, что представитель (в нашем случае Президент) является свободно выбранным, приведем итоги выборов, опубликованные Центральной Избирательной Комиссией Республики Южная Осетия. По результатам обработки 100% бюллетеней общая явка избирателей определена как 71,26%. Тибилов набрал 54,12% голосов, что соответствует 15786 проголосовавших, Санакоев – 42,65% голосов, что соответствует 12439 проголосовавшим. Против всех проголосовало всего 279 человек (0,96% избирателей).xiv Всего явилось на выборы 28104 граждан. 71,26% — высокий процент явки, для сравнения — явка на выборы Президента РФ 4 марта 2012 г. составила 65,2%xv. Таким образом можно сказать, что выбор именно этого лица в качестве президента Республики Южная Осетия является выбором действительно большинства граждан.
В заключение хотелось бы отметить, что Республика Южная Осетия – молодое государство, ему еще есть к чему стремиться, в частности, в отношении избирательного права. Кандидатам стоит строить борьбу за власть исключительно в рамках закона, исключая неправовые методы.  РЮО следует усиливать разделение властей, гарантировать независимость судебной власти от исполнительной и законодательной, таким образом, чтобы не возникало сомнений в обратном.
Стоит отметить желание народа показать свой суверенитет и доказать, что они достойны называться правовым государством, что выражается в высокой активности граждан в избирательном процессе, участие в митингах и пр. Гражданское общество – ядро правового государства.
Нельзя не заметить, что Южная Осетия перенимает опыт более устоявшихся в отношении избирательного права государств, в частности, России. Не видим в этом ничего отрицательного, напротив, такой опыт может быть полезен государству, избирательная система которого сформировалась не так давно.
В целом же состояние норм избирательного права и их реализации находится на том уровне, когда явных противоречий международным избирательным стандартом не наблюдается.