Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001, г. Самара, ул. Садовая, д. 329 телефон редакции (846) 337-95-06

9 сентября 2018 года Выборы Губернатора Самарской области

Общественная «горячая линия» связи с избирателями как фактор взаимодействия гражданского общества и публичной власти

НазарцевНазарцев Е.И.,
аспирант кафедры государственного и
административного права ФГБОУ ВПО
«Самарский государственный университет»

 

 

В любом демократическом государстве, позиционирующем себя как правовое, важное место занимает институт обратной связи граждан с государственными органами и органами местного самоуправления. Одним из способов такой связи в Российской Федерации в течение последних пяти лет является общественная «горячая линия» связи с избирателями. Функционирование «горячей линии» стало регулярной традицией, в том числе и в Самарской области, организационное обеспечение ее эффективной работы обеспечивается Нотариальной палатой Самарской области, что гарантирует независимость и беспристрастность работы данного института гражданского общества.
Пункт общественной «горячей линии» связи с избирателями функционировал и в период проведения досрочных выборов Губернатора Самарской области. В начале июня 2014 года Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин ушел в отставку, и 11 июня 2014 года Избирательная комиссия Самарской области назначила на 14 сентября, единый день голосования, проведение досрочных выборов Губернатора Самарской области. В тот же день состоялось открытие регионального пункта общественной «горячей линии» связи с избирателями.
Основной своей задачей «горячая линия» ставит оказание правовой помощи гражданам по вопросам, связанным с организацией и проведением выборов, разъяснением гражданам их избирательных прав и пояснением, какие избирательные действия они вправе осуществлять (например, каким образом может осуществляться предвыборная агитация).
Кроме того, пункт общественной «горячей линии» связи с избирателями оказывает консультации по правовым вопросам, не связанным с проходящей избирательной кампанией, а также способствует разрешению ряда насущных социально-бытовых проблем граждан. В последнем случае действует следующий механизм: оператор «горячей линии» выясняет у обратившегося гражданина обстоятельства нарушения его прав, после чего связывается с компетентными органами (государственной власти или местного самоуправления) и сообщает им о поступившей от населения информации для проведения проверки ее достоверности и принятия, в случае необходимости, мер реагирования на поступивший сигнал.
Общественная «горячая линия» на выборах Губернатора Самарской области проработала три месяца и приняла 562 обращения от граждан Самарской области. В том числе 344 вопроса избирателей, касавшихся различных аспектов избирательного права, 11 сообщений о нарушениях правил проведения предвыборной агитации, 3 заявления об отсутствии граждан в списках избирателей по месту их регистрации. Поступила одна жалоба о нарушении прав журналистов и одна жалоба на применение «административного ресурса». 162 раза граждане обращались по вопросам социально-бытового характера и 40 раз по вопросам, не подпадающим ни под одну из вышеперечисленных категорий и получившим статус «иных».
Следует отметить, что количество обращений граждан по своим насущным социально-бытовым проблемам по сравнению с итоговыми результатами работы предыдущих «горячих линий» в Самарской области (271 обращение по социально-бытовым вопросам в сентябре-декабре 2011 года – на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; 213 обращений в январе-марте 2012 года – на выборах Президента Российской Федерации) уменьшилось. При этом необходимо отметить, что помимо постепенного решения проблем населения органами власти всех уровней на данный факт оказало влияние время проведения выборов и организации пункта «горячей линии». Так, если в 2011 году значительное число обращений было связано с проблемами пуска отопления в городском округе Самара, то в период избирательной кампании по выборам Губернатора Самарской области большинство вопросов было связано с некачественной работой организаций, осуществляющих вывоз бытовых отходов, что привело к антисанитарному состоянию дворов, а также со значительным разрушением внутриквартальных дорог и просьбой о проведении ремонтных работ.
К категории иных вопросов относились обращения, которые носили справочный характер: граждане просили предоставить им телефоны государственных органов, чаще всего – телефон приемной Губернатора. Здесь полагаем необходимым отметить также тот факт, что ряд обращений носил в себе просьбу передать пожелания Н.И. Меркушкину долгих лет и здоровья, и.о. Губернатора Самарской области говорили «спасибо». На предыдущих «горячих линиях» подобный факт был зафиксирован единожды: один гражданин просил передать «большое спасибо депутату Светкиной Галине Дмитриевне за ее добросовестную работу с пожилым населением».
Две рассмотренные категории обращений граждан фактически не входят в предмет избирательного права и, с точки зрения повышения правовой культуры граждан, как избирателей, ценности для анализа не представляют.
Большинство обращений граждан, не носящих характер жалобы или заявления о нарушении избирательного законодательства, касались адресов и телефонов их избирательных участков: ряд участковых избирательных комиссий подошел к вопросу извещения граждан о предстоящих выборах халатно – приглашения с информацией о времени и месте проведения голосования не были разнесены. Относительно такого рода обращений считаем необходимым отметить, что по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями их число значительно снизилось. Если перед выборами депутатов Государственной Думы Российской Федерации в декабре 2011 года обращения такого характера поступали в значительном количестве изо всех районов городского округа Самара, то перед досрочными выборами Губернатора Самарской области большинство звонков поступило из Ленинского, Октябрьского и Самарского районов, в других же районах городского округа вопросы неизвещения граждан о времени голосования и месте нахождения участковой избирательной комиссии носили единичный характер. Полагаем, что такое уменьшение обращений свидетельствует об улучшении механизма функционирования всей системы избирательных комиссий Самарской области, прошедших в начале 2012 года перестройку и смену кадрового состава.
В тесной взаимосвязи с данными обращениями идут обращения, касающиеся отсутствия граждан в списках избирателей по месту их регистрации. Здесь необходимо отметить, что в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения1, а избирательные комиссии составляют списки избирателей на основании полученных сведений. Число таких обращений также уменьшилось. В данном случае представляется возможным сделать положительный вывод, во-первых, о повышении эффективности работы главы администрации городского округа, а во-вторых – о росте профессионализма сотрудников администрации и членов избирательных комиссий, работающих во взаимодействии при формировании списков избирателей.
По-прежнему существует проблема нарушений при проведении предвыборной агитации. В периоды предыдущих избирательных кампаний на пункт общественной «горячей линии» граждане сообщали о таких нарушениях, как размещение агитационных материалов в не предназначенных для этих целей местах: в большинстве случаев ими обклеивались входные двери подъездов.
Характер нарушения правил проведения предвыборной агитации в период проведения выборов Губернатора Самарской области несколько изменился. Помимо нарушения правил размещения агитационных материалов поступали жалобы на диффамацию одного из кандидатов – и.о. Губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина. Сигналы о размещении материалов якобы от лица данного кандидата, содержащих призыв идти на выборы и голосовать за него, выраженный в грубой форме, изначально вызывающей отторжение и неприятие личности кандидата, поступили из городского округа Отрадный и Кировского района городского округа Самара. Информация о нарушениях была незамедлительно перенаправлена в Избирательную комиссию Самарской области для принятия мер реагирования.
Еще одно обращение, направленное на диффамацию образа                и.о. Губернатора Самарской области поступило из Тольятти. Характер обращения фактически был ближе к виду «административный ресурс». Гражданин сообщил, что все сотрудники учреждения получили sms-сообщения, в которых их принуждали идти голосовать за вышеназванного кандидата досрочно под угрозой увольнения. Подобных обращений во время работы предыдущих «горячих линий» не поступало.
Следует отметить такой положительный момент, как желание граждан проголосовать. В 2011-2012 годах массовый характер носили звонки, касающиеся возможности проголосовать не по месту регистрации и порядка получения открепительного удостоверения. В 2014 году открепительных удостоверений не было, однако была предусмотрена возможность досрочного голосования, и граждане обращались с вопросом о том, каким образом и где они могут проголосовать досрочно.
Подводя итоги работы общественной «горячей линии» связи с избирателями и анализируя их в сравнении с итогами работы предыдущих «горячих линий» можно выделить ряд тенденций в характере обращений и работе органов публичной власти.
Во-первых, число обращений, касающихся вопросов социально-бытового характера, постепенно уменьшается. А по обращениям, поступившим на «горячую линию» и переданным в компетентные органы незамедлительно принимаются меры реагирования. Правда, в последнем случае необходимо учитывать, что вопрос принятия мер реагирования не всегда зависит от самого компетентного органа.
Так, имело место обращение гражданина, в котором он жаловался на руководство больницы и санатория, не предоставляющих сыну гражданина, относящегося к льготной категории населения, возможности пройти реабилитирующий курс лечения. В ответ на запрос пункта «горячей линии» была предоставлена информация о том, что сын заявителя сам отказался от процедуры стационарного лечения. В то же время администрация другой больницы по результатам проверки, проведенной министерством здравоохранения Самарской области, была привлечена к административной ответственности за неправомерное взимание средств с обратившегося за медицинской помощью гражданина-пенсионера. Основанием проведения проверки была информация, поступившая на пункт «горячей линии» и переданная в орган исполнительной власти.
Во-вторых, значительно увеличилось число граждан, желающих принять участие в выборах, исполнить свой гражданский долг и отдать свой голос за того или иного кандидата. Подтверждением данного факта является увеличение числа звонков, касающихся возможности проголосовать досрочно либо не по месту регистрации в случае отсутствия в день голосования по месту нахождения своей участковой избирательной комиссии, а также рост явки на выборы.
В-третьих, выросло число обращений со словами благодарности в адрес действующих органов власти.
В-четвертых, повышается правовая грамотность населения. Граждане, обращающиеся в пункт «горячей линии», с каждой следующей проводимой избирательной кампанией показывают уже не поверхностное знакомство с  самим фактом существования законов, но и с текстом, и с содержанием отечественного законодательства.
В-пятых, общественная «горячая линия» связи с избирателями способствует развитию и укреплению деловых связей между государственными органами, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества, умению совместного оперативного решения проблем населения, а также обеспечивает постоянный мониторинг и недопущение подобных нарушений в будущем.
Следует отметить также, что опыт общественной «горячей линии» связи с избирателями перенимается многими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Спецификой данной «горячей линии» является ее временный характер функционирования: региональные пункты функционируют только во время проведения избирательных кампаний. С февраля 2014 года центральный пункт общественной «горячей линии» связи с избирателями стал функционировать и принимать обращения граждан регулярно, без привязки к срокам проведения той или иной избирательной кампании.
Стоит отметить, что по многим актуальным вопросам в наше время функционируют постоянные «горячие линии» при органах государственной власти и органах местного самоуправления. Сложно сказать, какая из них возникла самой первой, но их объединяет цель существования – решение актуальных проблем, предотвращение нарушений прав граждан, либо восстановление прав, если нарушение имело место быть.
Общественная «горячая линия» связи с избирателями, как уже отмечалось ранее, в очередной раз проявила себя как значимый инструмент связи между населением, гражданским обществом и публичной властью. По характеру обращений избирателей можно сделать вывод:
1. об уровне доверия к власти в целом и конкретному кандидату;
2. об эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, в частности избирательных комиссий всех уровней;
3. о наиболее злободневных проблемах общества в целом и отдельных избирателей, что должно быть использовано органами государственной власти и органами местного самоуправления в повседневной работе.
Изменения характера обращений, выявленные при анализе результатов деятельности «горячих линий» связи с избирателями за последние годы, позволяют судить об определённых успехах публичной власти.
Итоги работы общественной «горячей линии» связи с избирателями на досрочных выборах Губернатора Самарской области позволяют сделать вывод о положительной тенденции в процессе борьбы с абсентеизмом, о повышении правовой грамотности населения и о его заинтересованности в результате проводящейся избирательной кампании, в том, кто будет  руководить субъектом, представлять интересы граждан в законодательном (представительном) органе на федеральном уровне или уровне субъекта. Таким образом, осуществляется своеобразная санация политически и социально пассивных слоев населения, постепенное появление достаточно ярко выраженных признаков гражданского общества и правового государства, осознание населением важности участия в политической жизни государства, а также формируются основы плодотворного делового взаимодействия гражданского общества и публичной власти.