Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001, г. Самара, ул. Садовая, д. 329 телефон редакции (846) 337-95-06

9 сентября 2018 года Выборы Губернатора Самарской области

Правовое регулирование политического многообразия: история и современность

Колосов Константин Михайлович
студент ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»
(г. Москва)

 
Как известно из статьи 13 Конституции Российской Федерации, идеологическое и политическое многообразие признаются в России; действует многопартийность, а все общественные объединения равны перед законом.

Однако такое положение дел было не всегда. Как отмечает С.А. Авакьян, Россия прошла сложный путь к становлению политической многопартийности1.

В дореволюционной России существовало большое количество общественных объединений, разной идеологической направленности, но для их создания требовалось разрешение Министерства внутренних дел или Министерства финансов. А созданные без такого разрешения признавались тайными и преступными.

После Февральской революции влияние и значение партий, которые выражали интересы капитала и помещиков, снизилось, а влияние партий боровшихся против самодержавия, напротив, усилилось. Таких партий насчитывалось до 352.

Далее стоит отметить, что Октябрьская социалистическая революция 1917 г., не означала свертывание идеологического и политического плюрализма, а также деятельности партий различной направленности. К примеру, Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который провозгласил советскую власть, был многопартийным по своему составу.

Однако новое правительство довольно скоро показало, что не намерено терпеть тех, кто не поддерживает новую власть; 9 ноября (27 октября) 1917 г. СНК принимает декрет «О печати», закрывший ряд изданий3, что приблизило советское государство к однопартийной системе.

Применительно к сложившейся ситуации И.В.Сталин говорил следующее: «Несколько партий, а значит, и свобода партий может существовать лишь в таком обществе, где имеются антагонистические классы, интересы которых враждебны и непримиримы, где имеются, скажем, капиталисты и рабочие, помещики и крестьяне, кулаки и беднота и так далее. Но в СССР нет больше таких классов. […] В СССР имеются только два класса, рабочие и крестьяне, интересы которых не только не враждебны, а наоборот — дружественны. Стало быть, в СССР нет почвы для существования нескольких партий, а значит, и для свободы таких партий. В СССР имеется почва для одной партии, Коммунистической партии»4.

Полвека спустя, плановая экономика России в 90-х годах стала давать сбои, а государственный аппарат плохо выполнял свои функции.

Новое руководство партии объявило о процессах демократической перестройки в стране и в обществе; что еще больше ускорило возрождение многопартийности. Хотя и тогда, новые политические лидеры не особо верили в возможность политического плюрализма. Так, в 1989 г. Б.Н. Ельцин в выступлении перед избирателями говорил, что, прежде чем ставить вопрос о воплощении идеи многопартийности в жизнь, надо дать возможность высказаться по этому поводу народу, буквально каждому гражданину страны; а его личное мнение было в том, что в то время общество было не готово к созданию других партий5.

Далее 14 марта 1990 г. Съезд народных депутатов СССР внес изменения в Конституцию СССР 1977 года. Знаменитая, например ст. 6 стала гласить: Коммунистическая партия Советского Союза6, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные и иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами.

С 1990 г. начинается создание новых политических партий. Ими стали Демократическая партия, Конституционно-демократическая партия, Республиканская партия, Либерально-демократическая партия и так далее.

9 октября 1990 г. принимается Закон СССР № 1708-1 «Об общественных объединениях»8. Нормы, которого вполне демократично регулируют отношения, связанные как с обычными общественными объединениями, так и с политическими партиями.

Становление и закрепление идеологического и политического многообразия в Российской Федерации, стало возможно благодаря принятию Конституции Российской Федерации 1993 г., и Федерального закона «О политических партиях».

В итоге, были созданы правовые основы плюрализма, условия для существования и деятельности политических партий и общественных объединений в России.

В чем цель такого многообразия. Б.С.Эбзеев отмечает, что в многообразном обществе существует плюрализм как механизм саморегуляции и саморазвития общества. Следовательно, в каждом свободном обществе существуют противостоящие партии, и такое деление служит формой бдительного контроля общества за деятельностью государства и его аппарата9.

Проблемы идеологического и политического многообразия в Российской Федерации следующие:

1. Низкий уровень доверия граждан к основным субъектам плюрализма: политическим партиям и к общественным организациям, а также органам государственной власти.

2. Слабый доступ граждан к разносторонней информации. По последним данным ФОМ, доступ к Интернету имеется у 45% или 52,2 млн людей в России10.

3. Отсутствие однозначной позиции граждан по вопросу необходимости наличия разных точек зрения на общественно-политические события. Так, например, 70% россиян считают, что школьников надо учить истории по единому учебнику, 16% (среди молодежи – 24%) полагают, что учебников может быть несколько. При этом 56% опрошенных (среди молодежи – 62%) убеждены: в учебнике должны быть разные точки зрения на одно и то же историческое событие. Не согласны с ними 25% участников опроса. Считают, что руководство страны не должно влиять на оценки и трактовку исторических фактов в учебнике истории, 55% россиян. 25% уверены в необходимости такого влияния11.

Таким образом, Россия сделала большой скачок к становлению и развитию политического плюрализма. Несмотря на отдельные недостатки, можно сделать вывод, что в Российской Федерации уровень идеологического и политического многообразия полностью соответствует потребностям современного общества, хотя и такие потребности нельзя назвать высокими.