Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001, г. Самара, ул. Садовая, д. 329 телефон редакции (846) 337-95-06

9 сентября 2018 года Выборы Губернатора Самарской области

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва и депутатов Самарской губернской думы пятого созыва 4 декабря 2011 года

2-44 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва.

Официальное начало кампаниям было положено почти одновременно опубликованием 30 августа в «Российской газете» Указа Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года № 191 о назначении выборов депутатов Государственной Думы нового созыва и 3 сентября в газете «Самарские известия» постановления Самарской Губернской Думы от 30 августа 2011 года № 2035 «О назначении выборов депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва».
Помимо депутатов Самарской Губернской Думы в этот день избирались депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти еще в 27 субъектах Российской Федерации.2-41

В Самарской области впервые имело место совмещение избирательных кампаний федерального и областного уровней.
Совмещение дня голосования на данных избирательных кампаниях стало возможно в связи с внесенными в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменениями, предусматривающими возможность продлить или сократить законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев, срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2-42На основании приведенной нормы был принят Закон Самарской области от 4 мая 2011 года № 37-ГД «О сокращении срока полномочий Самарской Губернской Думы четвертого созыва», предусматривающий сокращение на три месяца срока полномочий Самарской Губернской Думы в целях одновременного проведения данных избирательных кампаний.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Российской Федерации, стала первой, избранной на 5 лет. С соответствии с аналогичными изменениями, внесенными в Устав Самарской области, на 5-летний срок полномочий избирались и депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва.

В период между избирательными циклами 2007-2008 и 2011-2012 годов федеральным законодателем был внесен ряд важных изменений в избирательное законодательство. Примечательно, что наиболее существенные из них вносились в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009, 2010 годов. Следует отметить ряд значимых новаций в правовом регулировании данных избирательных кампаний.2-43
В целях обеспечения равных возможностей участия политических партий и кандидатов в выборах был исключен институт избирательного залога как формы обеспечения выдвижения кандидатов и списков кандидатов на всех выборах, проводящихся в Российской Федерации.
В рамках обозначенного Президентом Российской Федерации направления по повышению представительства избирателей в федеральное и областное законодательство были внесены изменения, предусматривающие передачу депутатских мандатов политическим партиям, получившим на выборах менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей.

Избирательное законодательство было дополнено новыми требованиями к использованию открепительных удостоверений – установлено, что открепительное удостоверение является документом строгой отчетности и имеет единую нумерацию на всей территории проведения выборов, а также предусмотрены способы защиты открепительных удостоверений от подделки.

2-44Среди важных изменений необходимо также отметить, что были уточнены основания для признания подписей избирателей недействительными и недостоверными, унифицированы формы подписных листов, а также упрощена процедура представления политическими партиями документов в избирательные комиссии, в частности, отменено требование о представлении политическими партиями своих уставов.
В избирательное законодательство были внесены нормы, устанавливающие дополнительные гарантии обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума.

В целях приведения избирательного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов федеральным законодателем приняты меры по обеспечению избирательных прав лиц с ограниченными возможностями, как активного в части регламентации возможности воспользоваться помощью другого лица при составлении различных избирательных документов, так и пассивного при осуществлении лицами с ограниченными возможностями голосования – обязательное изготовление информационных материалов, выполненных крупным шрифтом и с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, а также специальных трафаретов для заполнения избирательного бюллетеня.2-45

Кроме того, в соответствии с аналогичными положениями, применявшимися на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, на выборах депутатов Самарской Губернской Думы от сбора подписей избирателей были освобождены политические партии, представленные в Самарской Губернской Думе предыдущего созыва.

Произошедшие изменения коснулись также порядка выдвижения политическими партиями списков кандидатов при проведении выборов депутатов Самарской Губернской Думы – теперь политическая партия обязана была разбить список кандидатов на общеобластную часть и 25 внутриобластных, каждая из которых должна соответствовать территории одномандатного избирательного округа. Данное изменение призвано было сделать списки кандидатов, выдвигаемые политическим партиями, более «прозрачными» для избирателей, поскольку распределение депутатских мандатов внутри списка напрямую зависит от того, насколько активно избиратели голосовали за список кандидатов на территории, соответствующей той или иной внутриобластной части списка кандидатов.
Данное требование не было новым для федерального уровня выборов. Как и на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предыдущего созыва политические партии обязаны были разбить список кандидатов на региональные группы кандидатов. Однако если на прошедших выборах минимальное число таких групп составляло 80, то в период данной избирательной кампании их должно было быть не менее 70. Как и ранее, они должны были охватывать все субъекты Российской Федерации.

2-46В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на территории Самарской области уже традиционно были определены 3 части территории, которым могли соответствовать региональные группы кандидатов: Волжская, Самарская и Тольяттинская.
На период начала избирательной кампании 7 политических партий имели право участвовать в выборах и все они воспользовались правом на выдвижение списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 6 из них – на выборах депутатов Самарской Губернской Думы (за исключением политической партии «ПРАВОЕ ДЕЛО»).

Регистрация списков четырех партий – политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Коммунистической партии Российской Федерации, «Либерально-демократической партии России» и политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – осуществлялась без сбора подписей, в связи с тем, что данные партии были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе предыдущего созыва.

Остальные политические партии собирали для регистрации выдвинутых ими списков кандидатов подписи избирателей. В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации подписи представляли политические партии «ПРАВОЕ ДЕЛО», «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО». Необходимое для регистрации количество подписей составило 150 тысяч, причем не более 5 тысяч подписей должно было приходиться на территорию одного субъекта. По результатам проверки подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, которые представили указанные политических партии, все они прошли процедуру регистрации.2-47
Это была первая федеральная избирательная кампания, в которой все семь политических партий, имевших право принимать участие в выборах, зарегистрировали федеральные списки кандидатов и были включены в избирательный бюллетень. В составе федеральных списков кандидатов было зарегистрировано 3 053 кандидата. Ко дню голосования данное количество несколько уменьшилось и составило 2 999 кандидатов.

На выборах депутатов Самарской Губернской Думы имело место схожая ситуация. Политические партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», представившие в Избирательную комиссию Самарской области необходимое количество подписей избирателей (немногим более 50 тысяч), по результатам их проверки также прошли процедуру регистрации. Как уже отмечалось, политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» список кандидатов на данных выборах не выдвигала. Таким образом, в избирательный бюллетень на выборах депутатов Самарской Губернской Думы были включены шесть политических партии.
Кандидатам в депутаты Самарской Губернской Думы, избирающимся по одномандатным избирательным округам, для регистрации необходимо было собрать 2% подписей от числа избирателей в соответствующем округе, что в среднем составляло 20 тысяч подписей.

2-48Общее количество кандидатов, выдвинутых по 25 одномандатным округам составило 131, из них 105 были зарегистрированы и включены в избирательные бюллетени. По общеобластному округу в составе списков политические партии в общей сложности выдвинули 382 кандидата.
Явка избирателей на территории Самарской области 4 декабря 2011 года по сравнению с прошлыми выборами депутатов Государственной Думы увеличилась, однако менее чем на 1%, и составила около 53% избирателей. В целом же по стране явка упала более чем на 3,5% и составила 60,21%. Сопоставление же данного показателя с электоральной активностью жителей Самарской области на выборах в Самарскую Губернскую Думу четвертого созыва, когда явка избирателей составила около 37%, показывает, что 4 декабря она была как никогда высокой и увеличилась на 16%. Данное обстоятельство, несомненно, объясняется совмещением областной избирательной кампании с федеральной, где явка избирателей традиционно высокая.

По результатам голосования 4 декабря 2011 года состав политических партий, представленных в Государственной Думе и Самарской Губернской Думе предыдущего созыва, остался прежним. Семипроцентный барьер на данных выборах преодолели четыре политические партии.
Наибольшее количество голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва получила политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», за которую отдали свои голоса 49,32% избирателей в целом по стране и около 40% жителей Самарской области. «Коммунистическая партия Российской Федерации» получила 19,19% голосов избирателей (в Самарской области – 23,13), СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – 13,24% (по Самарской области – 14,19%), «Либерально-демократическая партия России» — 11,67% (по Самарской области – 15,72%).

В сумме политические партии, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, получили 93,42% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (в 2007 году – 91,75%, в 2003 году при 5% барьере — 70,65%).
По результатам голосования на выборах депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва также победила политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с результатом 40,27%, Коммунистическая партия Российской Федерации» получила 22,57% голосов избирателей, «Либерально-демократическая партия России» — 16,24%, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – 13,01%.

Как видим, результаты голосования по Самарской области от общероссийских отличались тем, что Либерально-демократическая партия России показала по области третий результат, в то время как в целом по стране только четвертый, результат же политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, напротив, был четвертым по Самарской области и третьим по стране.
По региональным группам федеральных списков кандидатов от Самарской области в Государственную Думу шестого созыва, как и по результатам выборов в 2007 году, было избрано 8 депутатов:

  • от политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» — Хинштейн Александр Евсеевич, Гутенев Владимир Владимирович, Казаков Виктор Алексеевич, Кузьмичева Екатерина Ивановна;
  • от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» — Калашников Леонид Иванович, Романов Валентин Степанович;
  • от политической партии «Либерально-демократическая партия России» — Дегтярёв Михаил Владимирович;
  • от политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — Музыкаев Аднан Абдулаевич.

По результатам голосования на выборах депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва 25 депутатских мандатов по общеобластному избирательному округу распределились следующим образом: 12 перешли политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 6 – Коммунистической партии Российской Федерации, 4 – Либерально-демократической партии России, 2 – политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. По одномандатным избирательным округам 22 депутатских мандатов заместили кандидаты, выдвинутые политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 2 – кандидаты, выдвинутые Коммунистической партией Российской Федерации и 1 – кандидат, выдвинутый политической партией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

Примечательной особенностью данной избирательной кампании стало то, что в рамках реализации международных избирательных стандартов впервые на территории Самарской области осуществляли свою деятельность 8 иностранных (международных) наблюдателей – от Миссии наблюдателей от СНГ, от Миссии БДИПЧ ОБСЕ, а также от группы независимых авторитетных международных экспертов. Количество наблюдателей от политических партий, присутствовавших на избирательных участках в Самарской области, составило 3125, членов участковых комиссий с правом совещательного голоса – 4820 человек.
Продолжилось внедрение в избирательный процесс современных избирательных технологий и на 5% процентах избирательных участков Самарской области использовались комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010).
Впервые была организована работа интернет-сервисов «Найди себя в списке избирателей» и «Найди свой избирательный участок», предоставлявшие гражданам возможность получить через сеть Интернет необходимые сведения о себе, в том числе о том, на каком избирательном участке они включены в список избирателей.