Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001 г. Самара ул. Садовая д. 329 т. (846) 337-95-01

9 сентября 2018 года Выборы Губернатора Самарской области

до дня голосования осталось:

Выборы депутатов Самарской губернской думы четвертого созыва (11 марта 2007 годы)

2-22 Официальный старт избирательной кампании по выборам депутатов Самарской Губернской Думы четвертого созыва был дан 20 декабря 2006 года в связи с официальным опубликованием решения Избирательной комиссией Самарской области о назначении выборов.
Выборы проводились в единый день голосования 11 марта 2007 года. В этом день наряду с депутатами Самарской Губернской Думы избирались депутаты еще 13 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данная избирательная кампания имела ряд особенностей, главная из которых заключалась в том, что впервые в истории Самарской области при формировании Самарской Губернской Думы в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства применялась смешанная избирательная система. 25 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, а 25 — по общеобластному 2-21избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, получившими более 7% голосов избирателей.

В преддверии нового избирательного цикла в избирательное законодательство на федеральном уровне было внесено ряд существенных изменений, которые также нашли свое отражение и в Законе Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы». В целях реализации идеи самостоятельного участия политических партий в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления исключены из числа участников избирательного процесса избирательные блоки. Устанавливалось, что правом выдвижения списков кандидатов обладают исключительно избирательные объединении, в качестве которых на выборах депутатов Самарской Губернской Думы выступали политические партии или их региональные отделения. Избирательные бюллетени не содержали позицию «против всех», что было направлено на повышение политического сознания и активности избирателей. Впервые на выборах в Российской Федерации был отменен так называемый «порог явки» в связи с исключением нормы, по которой выборы считались несостоявшимися, если в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей. Партиям запрещено выдвигать кандидатами лиц, являющихся членами иной политической партии. Кроме того, на данных выборах применялись новые требования, не допускающее ведение кандидатом агитации против оппонентов с использованием эфирного времени на радио и телевидении, а также направленные на борьбу с проявлениями экстремисткой деятельностью во время избирательной кампании.

Еще одна особенность данной избирательной кампании была связана с обеспечением защиты избирательных бюллетеней от подделки. В этих целях при изготовлении избирательных бюллетеней использовался специальный знак (марка).

Кроме того, 11 марта 2007 года на избирательных участках г. Самары использовались технические средства подсчета голосов — комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) в количестве 200 штук.

Законом Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» предусматривалась система закрытых единых списков, суть которой состоит в том, что избиратель голосует исключительно за список кандидатов в целом. Причем областной закон предусматривал 2 альтернативных варианта: выдвижение единого списка или разделение его на общеобластную часть и 5 внутриобластных частей, что было призвано сделать закрытый список более «прозрачным» для избирателя и ставило в большую зависимость распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов от активности поддержки избирателями той или иной партии на соответствующей территории. Принятие решения о выборе того или иного варианта оставалось за политической партией. Необходимо отметить, что на выборах депутатов Самарской Губер2-20нской Думы четвертого созыва политические партии этим правом не воспользовались и выдвигали исключительно единые списки кандидатов. Список мог включать от 25 до 75 кандидатов.
Регистрация кандидатов и списков кандидатов осуществлялась либо на основании избирательного залога, либо на основании необходимого числа собранных подписей, либо, так называемой, «партийной преференции», когда для регистрации достаточно решения о выдвижении, принятого политической партией, представленной в Государственной Думе (таких партий было 3: «ЛДПР», «Политическая партия «Единая Россия», «Коммунистическая партия РФ»). Размер избирательного залога составлял 10 % предельного размера избирательного фонда (7 миллионов 200 тысяч рублей для избирательных объединений и 300 тысяч рублей для кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам). Для регистрации на основании собранных подписей, необходимо было собрать 2% от числа избирателей, т.е. около 50 тысяч подписей в поддержку списка кандидатов, и около 2 тысяч подписей в поддержку кандидата, выдвинутому по одномандатному избирательному округу.

По общеобластному избирательному округу из 9 политических партий, выдвинувших списки кандидатов, были зарегистрированы списки 7 политический партий. Помимо политических партий «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Коммунистическая партия Российской Федерации, «Либерально-демократическая партия России», регистрация которых осуществлялась без сбора подписей на основании «партийной преференции», на основании собранных подписей была зарегистрирована только политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ». Регистрация остальных принимавших участие в выборах партий («Союз правых сил», «Справедливая Россия: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ», «Российская экологическая партия «Зеленые») осуществлялась на основании внесенного залога.

В избирательные бюллетени по 25 одномандатным избирательным округам было включено 138 зарегистрированных кандидатов.
Итоги выборов в Самарскую Губернскую Думу четвертого созыва показали, что электоральная активность жителей Самарской области достаточно высокая. В целом по области явка избирателей составила около 37%, что на 5% превышает аналогичный показатель на выборах, прошедших в 2001 году.

По итогам голосования за партийные списки сразу 6 политических партий преодолели 7-ми процентный «заградительный барьер», чего не наблюдалось ни одном другом регионе, в которых проходили выборы в единый день голосования 11 марта. Политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» получила 11 депутатских мандатов, Коммунистическая партия Российской Федерации – 5 депутатских мандатов, политическая партия «Справедливая Россия: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ» — 4 депутатских мандата, «Либерально-демократическая партия России» — 3 мандата, «Союз правых сил» и «Российская экологическая партия «Зеленые» — по 1 депутатскому мандату.

По одномандатным округам было избрано 25 депутатов, 15 из них выдвинуты политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 1 — Коммунистической партией Российской Федерации, 1 — политической партией «Справедливая Россия: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ», 8 – выдвинуты в порядке самовыдвижения.