Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001 г. Самара ул. Садовая д. 329 т. (846) 337-95-01

18 марта 2018 года Выборы Президента Российской Федерации

Текст выступления на IX Международной научно-практической конференции «Конституция и демократия: взгляд в будущее»

Ермошина Л.М.Ермошина Лидия Михайловна,

Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканского референдума, заслуженный юрист Республики Беларусь

Текст выступления на IX Международной научно-практической конференции

«Конституция и демократия: взгляд в будущее»

Уважаемые участники конференции!

Для меня большая честь выступать перед Вами.

Одновременно это редкая возможность ознакомить Вас с неискаженной информацией о том, как на самом деле национальное законодательство регулирует процедуры организации и проведения выборов.

К сожалению, самые влиятельные российские СМИ пишут о Беларуси либо плохо, либо ничего. Западные информационные источники сообщают только негативную информацию, исходя из этого у российских и других иностранных граждан весьма системно формируется убеждение о нашей стране как о последней диктатуре в Европе и даже в юридической полемике, например, посвященной вопросам изменения Российского закона о выборах, главным устрашающим аргументом против чего-то являются слова о том, что Россия «не дай Бог» может пойти по пути Беларуси.

Итак, каков же этот белорусский путь я Вам с удовольствием сейчас расскажу.

Раздел III Конституции Республики Беларусь содержит характеристику основных принципов избирательной системы и проведения референдума. Закрепляются такие принципы как всеобщность выборов, свобода участия и выбора, равенство кандидатов и избирателей, определяется, что выборы депутатов являются прямыми, голосование является тайным, а проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии. Тем не менее, даже в описании этих общепринятых признаков имеется своя национальная «изюминка», а вот хороша она или плоха, Вы сможете решить сами.

Первая особенность касается ограничений избирательных прав граждан, в числе тех, кто не участвует в выборах, перечислены недееспособные граждане, граждане, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также в голосовании не принимают участие лица, в отношении которых избрана мера пресечения – заключение под стражу. Эта норма совершенно обоснованно критикуется ОБСЕ, более того, она весьма противоречива хотя бы потому, что позволяет лицам, находящимся под стражей, и выдвигаться и избираться до приговора суда на любой пост в стране, при этом, не позволяя голосовать.

Мы имеем любопытные примеры в правоприменительной практике, например, на выборах Президента в 2006 году лицо, находящееся под стражей, зарегистрировало свою инициативную группу по выдвижению кандидатом в Президенты.

Неоднократно граждане, находящиеся в подобном статусе, регистрировались доверенными лицами кандидатов. И хотя никакую предвыборную деятельность они не вели и не могли вести, все это создавало предпосылки для политических заявлений, протестов, требований международных наблюдателей со стороны ОБСЕ, в том числе и по поводу изменения меры пресечения. Почему, соглашаясь с критикой, Беларусь не меняет эту норму? Потому, что речь идет об изменении Конституции, которую, как вы знаете, меняют только тогда, когда речь идет о государственной власти.

В Избирательном кодексе мы расширили перечень ограничений по реализации пассивного избирательного права, определив, что лица, имеющие судимость (непогашенную), не могут избираться в депутаты, в Президенты, в члены Совета Республики. Разумеется, данное дополнение не совсем безупречно с точки буквального прочтения конституционной нормы. Однако законодатель в этом случае опирался на Конституцию как цельный свод правил и, на мой взгляд, обоснованно сослался на ст. 23 Основного Закона, определяющей возможность ограничения прав и свобод личности в интересах национальной безопасности. Кстати, введенное ограничение не подвергается критике ни со стороны международных наблюдателей, ни со стороны граждан. В этом плане я приведу пример создания устрашающих мифов о нашей стране в среде российской демократической общественности. Так, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека г-н Шаблинский, критикуя законопроект «О выборах депутатов Государственной Думы», высказался следующим образом: «Россия пойдет по пути Белоруссии — там в органы власти не могут баллотироваться люди, имевшие административные нарушения». Могу вас заверить, что подобного ограничения наши законы не содержат, хотя такая попытка в отношении административных взысканий, налагаемых судом в 90-е годы, была, но провалилась. Об этом ограничении забыли даже белорусские оппозиционеры, но в России еще можно этим испугать, а дезавуировать сказанное мне удается только сегодня.

На сегодняшний момент с участием Центральной комиссии подготовлен законопроект «О внесении изменений в избирательное законодательство» и
представлен Главе государства. В нем мы предлагаем улучшить информирование избирателей путем включения в биографические сведения о кандидатах в депутаты и в Президенты сведений о погашенной судимости, а также предлагаем установить для кандидатов обязанность сообщать о том, за счет каких средств они проживают, если в декларации не указаны официальные источники доходов.

Однако избирательное законодательство расширило рамки Конституции не только при введении дополнительного ограничения пассивного избирательного права для лиц с непогашенной судимостью, но и ввело право избирать и быть избранными для неграждан Беларуси. Во исполнение Договора о создании Союзного государства Беларуси и России право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, включая, в том числе, областные и Минский городской, предоставлено гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Беларуси.

Конституция Республики Беларусь также находится в преддверии своего
20-летнего юбилея. Однако за указанный период времени она претерпела весьма существенные изменения и значительно отличается от Основного Закона, принятого в 1994 году. Самые значительные изменения были утверждены решением республиканского референдума в 1996 году. Именно подобный путь всенародного одобрения сделал весьма проблематичным дальнейшее возможное изменение конституционных норм, поскольку сейчас большинство разделов

Конституции могут быть изменены только путем референдума. В 2004 году также референдумом было внесено изменение в раздел, регулирующий избрание Главы государства, и исключено ограничение на занятие одним лицом должности Президента более 2-х сроков. Именно после этого референдума мне запрещен въезд на территорию Евросоюза и США. Однако особенности Конституции, касающиеся реализации избирательного права, не из современной истории, а из советской. Так в Конституции закреплено право трудовых коллективов выдвигать кандидатов в депутаты. Также данное право принадлежит общественным объединениям и гражданам. Избирательный кодекс уточняет формы участия перечисленных субъектов в выдвижении, из общественных объединений таким правом наделены только политические партии, их зарегистрировано 15, но участвуют в выборах, как правило, не более 10.

Партии наделены огромными преференциями, так они вправе выдвигать кандидатов в депутаты Палаты представителей по всем избирательным округам без сбора подписей. До 2010 года действовало единственное требование к партиям, а именно, создать и поставить на учет до начала выборов в тех округах, в которых происходит выдвижение, партийные структуры. По предложению ОБСЕ это требование отменено.

Подобное упрощение не привело к повышению партийной активности, более того, на выборах в Парламент в 2012 году было использовано против самих выборов. Так называемые партийные съезды 2-х оппозиционных партий, на которых присутствовало 20-30 человек республиканских функционеров, выдвигали кандидатов не для участия в выборах, а для их бойкота во время использования ими безвозмездно предоставленного для политической рекламы времени на телевидении и радио и площадей в государственных газетах. Накануне выборов был устроен политический демарш, в силу которого данные партии отозвали своих кандидатов и уже агитировали на улицах. Мы не были готовы к подобному сценарию, тем более, что формально все это происходило в рамках закона, который не запрещает агитацию за бойкот выборов. Определенные шаги, направленные на то, чтобы
противодействовать этому, были сделаны, но это были меры уже несвоевременные. В настоящее время нами подготовлены предложения о введении в избирательное законодательство запрета на бойкот выборов, что полностью согласуется с Конвенцией СНГ «О стандартах демократических выборов избирательных прав и свобод».

Я уже упоминала о праве трудовых коллективов выдвигать кандидатов в депутаты на парламентских выборах. Это самая непопулярная форма выдвижения на парламентских выборах, но главный источник выдвижения кандидатов в депутаты местных Советов, особенно первичного уровня.

Кандидата в депутаты Парламента может выдвинуть трудовой коллектив, имеющий статус юридического лица, в котором работает не менее 300 работников. Сам кандидат может работать в другом месте. На практике оказалось, что это самое сложное выдвижение. Поскольку крупным предприятиям проблематично собрать более половины трудового коллектива для организации собрания, а мелким предприятиям не хватает численности.

Под статус трудовых коллективов не попадают коллективы военнослужащих, милиционеров и студентов. Все это привело к тому, что собраниями трудовых коллективов в Парламент выдвигаются только крупные функционеры, да и то используют эту форму как страховочную, если будет забраковано их выдвижение путем сбора подписей.

Возможно, данная норма и представляется архаичной и, очевидно, уйдет, когда исчезнет государственный производственный сектор, но в данный исторический момент трудовые коллективы являются главным резервом поставки кадров в избирательные комиссии и, как я уже упоминала, в местные органы самоуправления. Для Беларуси это крайне важно, поскольку вся депутатская деятельность местного уровня является непрофессиональной, да и скромное вознаграждение за работу в избиркомах не стимулирует большой приток желающих. Благодаря трудовым коллективам избиркомы формируются из самых обязательных людей и обеспечивают выборы на хорошем уровне.

Для информации хочу сообщить, что в Беларуси нет ни одного профессионального избирательного органа, даже члены Центральной комиссии, за исключением председателя и секретаря, работают на непрофессиональной основе.

Выдвижение от граждан также предусмотрено Основным Законом, осуществляется путем самовыдвижения. Только таким путем может выдвинуться кандидат в Президенты, кандидаты в депутаты Парламента также предпочитают эту форму выдвижения.

Для каждой выборной должности существует своя квота подписей: для кандидата в Президенты — не менее 100 тыс., для кандидата в депутаты Парламента — не менее 1 тыс., для кандидата в депутаты областного Совета — не менее 150 подписей, районного Совета — не менее 75, сельского — не менее 20.

Хочу обратить ваше внимание на то, что у нас каждый способ выдвижения самодостаточен. Если кандидата в депутаты выдвинула партия или трудовой коллектив, то подписи можно не собирать, но серьезные кандидаты широко и активно используют эту форму выдвижения как самую эффективную рекламу еще до начала периода предвыборной агитации.

Хотела бы обратить внимание на одно отличие, имеющее место в весьма схожей у нас процедуре выдвижения кандидатов в Президенты. Российский закон требует, чтобы подписи собирались равномерно на всей территории страны, устанавливая определенные количественные ограничения, у нас же все подписи можно собрать в одном городе, главное, не менее 100 тысяч. Почему предоставлены такие льготные условия? Потому, что мы считаем, что сам потенциальный кандидат должен быть заинтересован в организации сбора подписей на всей территории страны, иначе он проиграет выборы. Кстати, этот либеральный подход создал курьезную ситуацию на выборах Президента в 2010 году, когда одним из соискателей было представлено 117 тысяч подписей, якобы собранных на территории одного района г. Витебска, а всего в этом районе проживает около 120 тыс. избирателей. В ходе проверки только 600 подписей были признаны достоверными.

Из моего выступления вы уже поняли, что в Беларуси применяется мажоритарная избирательная система.

Очевидно, мы единственная страна из государств, образованных на постсоветском пространстве, которая не перешла к пропорциональной или смешанной системе выборов. И это также является не нашей политической
отсталостью, а следованием духу и букве Основного Закона, поскольку помимо выборов депутатов он предполагает и их отзыв. По инициативе не менее 20% избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного

округа, депутат может быть отозван. Право на отзыв предполагает персональное избрание. Наша практика не знает примеров организации и проведения отзыва. Хотя определенные попытки организовать его были. Это объясняется тем, что иное законодательство позволяет решить вопрос о лишении депутатских полномочий по определенным законам обстоятельствам непосредственно на заседании депутатского корпуса. Для граждан организовать процедуру отзыва достаточно сложно.

Раздел Конституции, посвященный выборам, в основных чертах определяет порядок проведения референдума. За анализируемый 20-летний период в стране проведено 3 референдума. Все они инициированы Главой государства, именно решением референдума русскому языку предоставлен статус второго государственного, определен курс на создание Союзного государства с Российской Федерацией, утверждена государственная символика и Главный государственный праздник, внесены изменения в Конституцию и поддержано применение смертной казни. Были попытки организации референдума и по инициативе граждан, но в связи с различными нарушениями закона ни одна из инициативных групп зарегистрирована не была.

Потенциально в наших государствах может пройти референдум по принятию Конституционного Акта Союзного государства, что потребует и
соответствующее изменение национальных Конституций.

Уважаемые участники конференции!

Как видите, я говорила о национальном законодательстве Беларуси, только исходя из действующих конституционных норм, и в этом плане мое выступление можно считать юбилейным.

Благодарю вас за внимание.

Сердечная признательность организаторам конференции за предоставленную мне уникальную возможность посетить Самару.