Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001 г. Самара ул. Садовая д. 329 т. (846) 337-95-01

18 марта 2018 года Выборы Президента Российской Федерации

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Гладышева Екатерина Михайловна,

студент юридического факультета

ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Любой управленческий механизм изначально создается для того, чтобы регулировать жизнь общества с наибольшей эффективностью, и в особенности это характерно для идеи местного самоуправления. На первый взгляд, именно у объединенных общим личным интересом членов общества наличествует самая высокая мотивация к тому, чтобы организовать управление непосредственно окружающей их социально-бытовой средой.

На сегодняшний день нет недостатка в различных системах и показателях эффективности деятельности органов местного самоуправления, однако вызывает сомнение факт их отражения реального положения дел. Чаще всего опубликование таких показателей не преследует цели оценки и анализа текущей деятельности публичных органов с целью усовершенствования их дальнейшей деятельности – истинной целью является самопрезентация и пиар отдельных должностных лиц как эффективных менеджеров.

Следует также определиться с тем, что же, собственно говоря, понимается под термином «эффективность». Учитывая сложившуюся практику администрации городского округа Самара, на примере деятельности которой мы ориентируемся в своем исследовании, мы не можем не упомянуть, что это понятие ассоциируется, прежде всего, с понятием результата. Уточняя это ассоциацию, добавим, что эффективность в данном контексте – это, прежде всего результативность в сочетании со скоростью ее достижения.

Под эффективностью местного самоуправления мы предлагаем понимать максимально правильное и своевременное решение всех текущих и перспективных вопросов, возникающих в муниципальном образовании, независимо от сферы их подведомственности. Выработка методов, обеспечивающих эффективное действие местного самоуправления, зависит от специфики самого муниципального образования.

Необходимо также уточнить понимание местного самоуправления применительно к существующей практике. Под местным самоуправлением мы будем понимать деятельность органов местного самоуправления и местного населения по решению вопросов местного значения.

Что касается местного населения, нельзя не отметить, что местное сообщество как таковое в данный момент фактически отсутствует. В большинстве случаев в силу менталитета, сложившейся в обществе традиции и состояния общественного сознания само местное население не осознает себя активным субъектом муниципально-правовых отношений, носителем не только прав, но и обязанностей по осуществлению местного самоуправления. Чаще всего население ограничивает свои права по решению вопросов местного значения участием в муниципальных выборах, а в дальнейшем ответственность за все действия по заведованию местными делами оно перекладывает на органы местного самоуправления. Сама по себе такая ситуация, на наш взгляд, не являлась бы негативной, если бы снижению эффективности не способствовала специфика организации деятельности вышеназванных органов.

Мы не имеем возможности рассматривать все аспекты работы управленческого аппарата городского округа, остановимся лишь на некоторых из них.

Как показывает практика, и не только на примере городского округа Самара, чаще всего фактор принадлежности к политической партии является ключевым в подавляющем большинстве сфер деятельности органов местного самоуправления и особенно в механизме избрания главы городского округа на должность и при его взаимодействии со структурами государственной власти. Запрет на членство в какой-либо партии позволил бы главе городского округа и должностным лицам органов местного самоуправления самостоятельно и независимо решать вопросы местного значения исходя из его конституционных основ, а не являться орудием реализации интересов какой-либо партии, что, в конечном счете, привело бы к существенному повышению реальной эффективности осуществления местного самоуправления.

Кроме того, следует отметить явление, основанное как на правовом, так и на практическом факторе. В положениях о том или ином департаменте четко прописан круг его полномочий и сфера деятельности. Казалось бы, это должно способствовать эффективной деятельности каждого подразделения и оперативному и профессиональному решению вопросов, возникающих в сфере управления разными сферами жизни муниципального образования. На практике же часто имеет место казуистичный подход муниципальных служащих к разграничению полномочий, что приводит к цепи перекладывания ответственности и самоограничения компетенции.

Эта проблема тесно связана с другой – отсутствия реальной мотивации муниципальных служащих к добросовестному и полнообъемному решению вопросов и проблем местного значения. Основным методом воздействия на подчиненных у управляющего звена, как муниципальной службы, так и государственной, являются угроза, принуждение, в редких случаях – применение дисциплинарных взысканий и так далее. В то же время цель руководящих лиц – предоставление отчета вышестоящему руководству, свидетельствующего о достижениях того или иного руководителя, но никак не о реальном решении действительно важного для населения вопроса. К примеру, отчет может изобиловать цифрами и графиками, подтверждающими оформление ряда документов, проведение мероприятий и так далее, и это свидетельствует об объеме работы, проведенной ведомством, и ее эффективности, но в реальности проблема остается нерешенной. Таким образом, решение вопросов местного значения сводится к выполнению ряда формальностей и предоставлению позитивных отчетов. Такой же подход можно наблюдать и при реализации администрацией городского округа долгосрочных целей. При этом не происходит нарушения законодательства с формальной точки зрения, правовые основы с позиции соблюдения буквы закона оказываются соблюденными, но не реализованными с точки зрения самого их смысла.

Таким образом, сама правовая основа, изначально рабочая и логичная, оказывается малорезультативной под влиянием, как политических факторов, так и самого подхода к реализации местного самоуправления. Устранение негативных факторов возможно при осуществлении глубокого анализа и перестройки существующей системы, к осознанию самой правовой сути законодательства и последовательного его развития и реализации.