Вестник
избирательной комиссии
Самарской области
443001 г. Самара ул. Садовая д. 329 т. (846) 337-95-01

18 марта 2018 года Выборы Президента Российской Федерации

Особенности информационного обеспечения региональных избирательных кампаний 2014 года

ВолковВолков В.Э.
доцент кафедры государственного и административного права
Самарского государственного университета, к.ю.н

Совершенствование правовых параметров информационного обеспечения выборов на основе опыта проведения федеральных избирательных кампаний 2011-2012 года привело к изменению структуры электорально-информационных отношений. Открыто противоправное поведение участников агитационных кампаний стало гораздо менее распространенным, уступило место агитации в так называемой «серой зоне», формально соответствующей закону, но зачастую представляющей собой поведение вопреки демократическим принципам и целям избирательного законодательства.

Ключевой особенностью избирательной кампании 2014 года в ряде регионов стало неожиданное объявление о проведении выборов непосредственно перед началом избирательной кампании, что негативно повлияло на формирование равных условий для проведения агитационных кампаний кандидатов (избирательных объединений). В результате в таких регионах сложилась ситуация, когда массовая предвыборная агитация проводилась, как правило, в пользу единственного кандидата. При неготовности оппозиционных кандидатов к участию в конкурентных выборах, агитационные кампании не отличались новациями и применением нетрадиционных форм и методов предвыборной агитации. Как правило, агитационные материалы размещались на рекламных щитах и распространялись в виде печатных изданий.

Сравнительно низкая агитационная активность на выборах глав субъектов Российской Федерации была скомпенсирована высоким уровнем медийного присутствия глав регионов. По сообщениям средств массовой информации, портреты временно исполняющего обязанности Губернатора Красноярской области Виктора Толоконского были размещены на материалах социальной рекламы к 80-летию региона с фразой «Красноярский край — это сердце Сибири, регион добрых традиций, уверенного будущего и открытых перспектив». В Нижегородской и Кировской областях Валерий Шанцев и Никита Белых не вели прямой агитации, но усилили программы рабочих визитов по районам, которые освещаются в региональных СМИ. Аналогичная информационная активность проявлялась и в других субъектах Российской Федерации.
Указанные факты свидетельствуют о создании условий для существенного преобладания в медийном поле информации о лицах, замещающих публичные должности в сравнении с другими участниками избирательных кампаний. Это в очередной раз актуализирует проблему совмещения статуса кандидата на выборах и государственного (муниципального) должностного лица.

В соответствии со сложившейся моделью информационного обеспечения выборов и электоральной практикой, кандидат, замещающий государственную или выборную муниципальную должность, не обязан приостанавливать свою деятельность на время проведения избирательной кампании и вправе участвовать в выборах наравне с другими кандидатами, не используя преимущества должностного положения1. В то же время, повышенная информационная активность должностных лиц в период избирательной кампании не укладывается в конструкцию противодействия использованию преимуществ должностного положения, предусмотренную частью 5 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях…».

Правоприменительная практика исходит из того, что средства массовой информации вправе освещать деятельность должностного лица, продолжающего выполнять возложенные на него обязанности2, несмотря на то, что он одновременно является кандидатом на выборную должность и должен иметь равные информационные возможности с другими кандидатами. То есть презюмируется, что сама по себе информация о поездках должностного лица, участии в различных мероприятиях, выступлениях, принятых решениях, интервью и пр., которая зачастую составляет большую часть информационных выпусков, никак не влияет на сознание избирателя и его политический выбор. Согласно Определению Верховного Суда РФ от 24.05.2006 г. № 71-Г06-17, сюжет может не признаваться агитационным даже если в нем создан положительный образ должностного лица, совмещающего свой статус со статусом кандидата.

Такая презумпция заслуживает критики. Многочисленные сообщения в средствах массовой информации, направленные на формирование позитивного образа должностного лица, одновременно являющегося кандидатом на выборную должность, могут оказывать воздействие на сознание избирателей и отразиться на его выборе в процессе голосования. Присутствие исполняющих обязанности глав субъектов Российской Федерации (также это возможно и на других уровнях) в средствах массовой информации, к определенному времени не имеющим права предоставлять эфирное время (площади) другим кандидатам, оказывается возможным только в силу занимаемых ими должностей. Это создает предпосылки злоупотребления правом на равное участие в информационном обеспечении выборов и означает предоставление должностным лицам (даже помимо их воли) необоснованных преимуществ по сравнению с другими кандидатами. Следует заметить, что и в зарубежной практике современных государств такие факты присутствуют и рассматриваются как неизбежные издержки демократии. Указанные обстоятельства требуют активизации общественной дискуссии о законодательных новациях, предполагающих приостановление исполнения должностных полномочий лиц, ставших кандидатами на выборах.

На выборах, проходящих по пропорциональной системе, отмечалось традиционное для Российской Федерации применение избирательной технологии, когда для привлечения внимания избирателей первые места списков отдаются кандидатам, которые, предположительно, не имеют намерения быть избранными в состав представительных органов. По мнению комментаторов, такая технология была применена, на выборах в Московскую городскую Думу, Законодательное собрание Севастополя и другие законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов. Например, ЛДПР выдвинула Владимира Жириновского во главе списков кандидатов во всех субъектах, где партия участвует в выборах, тогда как, по словам однопартийцев, действительного намерения быть избранным в какой-либо законодательный орган у Владимира Жириновского не было3.

Негативно характеризуя подобные избирательные технологии как злоупотребление пассивным избирательным правом, следует, тем не менее, отметить формирование объективных условий для их применения. Попытка реализации принципов пропорционального представительства в условиях неразвитой партийной системы не позволяет избирателям делать выбор на основе сопоставления политических идеологий, выраженных в партийных программах. В условиях сходства партийный программ и имитационного многообразия партийных структур, избиратели вынуждены ориентироваться не на институты партийной системы и их идеологию, а на личности, за которые им предложено проголосовать. Таким образом, попытка имитации институтов, характерных для пропорциональной избирательной системы, на деле оборачивается характерным для мажоритарной системы голосованием за личности кандидатов.

В качестве одной из мер, направленных на противодействие негативным технологиям, присущим пропорциональной системе, может быть предложено введение форм некатегорического голосования, допускающих возможность выбора определенных кандидатов из списка вместо голосования за список в целом (преференциальное голосование).
Заметной особенностью информационного обеспечения избирательных кампаний 2014 г. стала активная деятельность организаторов выборов, направленная на обеспечение высокой явки избирателей. В Самарской области одними из наиболее заметных печатных материалов о выборах были плакаты, формирующие позитивное отношение избирателей к участию в голосовании.

С официальными обращениями к избирателям выступают члены практически всех комиссий, организующих выборы4. В наиболее проблемных регионах к деятельности, направленной на противодействие абсентеизму, были привлечены лица, замещающие публичные должности. Так, Глава Московской городской избирательной комиссии Валентин Горбунов обратился к Мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой лично призвать горожан к участию в выборах депутатов Московской городской Думы5. К высокой явке призывали институты гражданского общества: 14 августа 2014 г. с обращением к жителям области выступила Общественная палата города Самары6.

Несмотря на отсутствие обязательного «порога явки», стремление обеспечить максимально широкое участие граждан в голосовании на выборах соответствует конституционному назначению избирательных процедур и направлено на обеспечение социальной основы публичной власти. В то же время, распространение материалов, стимулирующих участие избирателей в выборах, должно соответствовать требованиям к информированию избирателей, предусмотренных статьей 45 Федерального закона «Об основных гарантиях…». Прежде всего, распространение таких материалов не должно нарушать равенства участников избирательных кампаний и не должно быть направлено на обеспечение благоприятного исхода выборов для определенного кандидата (избирательного объединения). Степень влияния явки избирателей на электоральные результаты кандидатов зависит от уровня информационной конкуренции на выборах и существенно возрастает, когда информационное поле занято единственным кандидатом. Поэтому в регионах с малоконкурентной информационной средой агитация за участие в выборах должна проводиться в формах, позволяющих установить ее источник и действительные намерения ее распространителей.